Коллекция Государственного Русского музея

1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург

Демон

1890 (1894)


На протяжении ряда лет, с 1887 до середины 1890-х, Врубель вылепил несколько вариантов "Демона". Художник надеялся использовать скульптурную модель "как идеальную натуру" для воплощения в живописи "мятущегося человеческого духа". Голова Демона из собрания Русского музея – единственная сохранившаяся вариация на эту тему, воспринимается вполне самостоятельным художественным произведением. Врубель активно вводит в скульптуру цвет – прием, которым часто пользовались в начале ХХ века как ваятели, так и живописцы, пробующие свои силы в смежном виде искусства.

В 1928 году скульптура была разбита. Сложнейшую реставрацию провел И.В.Крестовский при участии А.И.Кудрявцева.

+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Состояние сохранности до реставрации:

В конце декабря 1928 года душевнобольной посетитель Русского музея сбросил с постамента гипсовую скульптуру «Голова Демона» работы М. Врубеля. Экспонат упал на пол и раскололся на множество фрагментов. 2 января 1929 года состоялось заседание Реставрационной комиссии, где было принято решение о немедленной реставрации произведения скульптуры на месте, так как перемещение фрагментов в другое помещение могло привести к утрате некоторых деталей.

Комплекс проведенных мероприятий:

Место, где лежали части скульптуры, было огорожено щитами. Уже 2-го января 1929 года реставратор И. В. Крестовский собрал из больших кусков верхнюю часть волос, а 3-го января были собраны часть лица, правый глаз, нос, часть рта. Фрагменты подбирались по стыковочным линиям и фиксировались с тыльной стороны гипсом. 15 февраля на заседании Реставрационной комиссии экспонат был представлен в собранном состоянии. Всего И. В. Крестовский собрал более 600 фрагментов, мелкие части склеивались между собой гуммиарабиком, крупные куски после фиксации гипсом были продублированы с внутренней стороны гипсом с добавлением пакли. Некоторые утраты в локонах волос по решению комиссии И. В. Крестовский восполнил гипсом. Для дальнейшего хранения скульптуру установили на деревянный плинт, прикрепив её металлическими болтами. 2-го марта комиссия приняла решение о восполнении утрат красочного слоя в условиях мастерской. Эту работу поручили реставратору А. И. Кудрявцеву. Утраты красочного слоя на локонах волос, щеке, по швам на лбу, на глазах и шее были восполнены акварелью. 19 марта 1929 года сложнейшая реставрация «Головы Демона» была завершена.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 241.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: