Коллекция онлайн

1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург

Демон

1894


На протяжении ряда лет (с 1887 до середины 1890-х) Врубель вылепил несколько вариантов „Демона“ (утрачены). Художник надеялся использовать скульптурную модель „как идеальную натуру“ для воплощения в живописи образа „мятущегося человеческого духа“. Голова демона из собрания Русского музея, единственная сохранившаяся вариация на эту тему, воспринимается вполне самостоятельным художественным произведением. Врубель активно вводит в скульптуру цвет — прием, которым часто пользуются в начале ХХ века как ваятели, так и живописцы, пробующие свои силы в смежном виде искусства. / Елена Карпова // Михаил Врубель из собрания Русского музея. СПб, 2006. С. 296.

1894 годом помечена единственная сохранившаяся из множества скульптур — экспрессивная в трактовке образа, полихромная „Голова демона“. В ней по-новому и убедительно реализованы идеи, волновавшие Врубеля при создании одноименных иллюстраций к поэме. Герой изображен страдающим, с опаленной душой. Выражение его глаз метко характеризуют слова Б. В. Асафьева: „испуганная мысль“. / Владимир Круглов. Наследие Михаила Врубеля в Русском музее // Михаил Врубель. СПб, 2006. С. 22.

О реставрации скульптуры, разбитой в 1928 г.

+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Состояние сохранности до реставрации:

В конце декабря 1928 года душевнобольной посетитель Русского музея сбросил с постамента гипсовую скульптуру работы М. А. Врубеля. Экспонат упал на пол и раскололся на множество фрагментов. 2 января 1929 года состоялось заседание Реставрационной комиссии, где было принято решение о немедленной реставрации скульптуры на месте, так как перемещение фрагментов в другое помещение могло привести к утрате некоторых деталей.

Комплекс проведенных мероприятий:

Место, где лежали части скульптуры, было огорожено щитами. Уже 2 января 1929 года реставратор И. В. Крестовский собрал из больших кусков верхнюю часть волос, а 3 января – часть лица, правый глаз, нос, часть рта. Фрагменты подбирались по стыковочным линиям и фиксировались с тыльной стороны гипсом. 15 февраля на заседании Реставрационной комиссии экспонат был представлен в собранном состоянии. Всего И. В. Крестовский собрал более 600 фрагментов, мелкие части склеивались между собой гуммиарабиком, крупные куски после фиксации гипсом продублированы с внутренней стороны гипсом с добавлением пакли. Некоторые утраты в локонах волос по решению комиссии И. В. Крестовский восполнил гипсом. Для дальнейшего хранения скульптуру установили на деревянный плинт, прикрепив ее металлическими болтами. 2 марта комиссия приняла решение о восполнении утрат красочного слоя в условиях мастерской. Эту работу поручили реставратору А. И. Кудрявцеву. Утраты красочного слоя на локонах волос, щеке, по швам на лбу, на глазах и шее восполнены акварелью. 19 марта 1929 года сложнейшая реставрация была завершена.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 241.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: