Коллекция онлайн

1879, Киев – 1935, Ленинград

Черный крест

Около 1923

  • Холст, масло. 106 х 106,5
  • Ж-9485

  • Пост. в 1936 от наследников (Ленинград). Передана в 1977 МК СССР


Малевич использует простейшие геометрические фигуры. Взятые в абсолютной «чистоте», как некая первооснова языка искусства, они равнозначны живописной «формуле», которая в сознании художника, как, вероятно, в сознании средневекового алхимика, имеет сакральный смысл. Не случайно первый вариант «Черного квадрата» Малевич выставил на выставке «0,10», как икону, повесив по русскому обычаю в правом, «красном» углу.

Икона — знак нового времени — так воспринимали современники «Черный квадрат», возможно, полагаясь и на собственные высказывания Малевича: «У меня — одна голая, без рамы (как карман) икона моего времени...». «Черный квадрат» еще при жизни художника становится неким символом искусства Малевича, а точнее — повествующей о себе на супрематическом языке «творческой религии». Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 326.

Работа является составляющей частью триптиха, в который, помимо «Черного креста» входят известные «Черный квадрат» и «Черный круг». Объединив простейшие геометрические фигуры квадрата, круга и креста К. Малевич обращает свое искусство к традиционным символам Вселенной, трактуя их в избранном им супрематическом стиле. В супрематических композициях художник трансформировал обыденное бытие человека на земле, помещая его как часть Вселенной в беспредметную среду. Художник рассматривал супрематизм как новую философию, целью которой является освобождение сознания, обособление воли от интеллекта. В своей статье «Кубизм» художник писал: «Нити ума, словно звук, присасывались к вещам, образуя собой целую сеть паутины, в которой запутывается сознание». Впервые К. С. Малевич применил термин «супрематизм» к большой группе своих картин с изображением геометрических абстракций, включая и триптих, выставленных на Петроградской футуристической выставке «ноль-десять» (1915). Тем самым он выражал свое понимание соотношения Человека и Вселенной. Человеку была дана возможность жить в раю и созерцать вечное, божественное, «построенное без помощи науки, университетов, грамоты... Он не выдержал этой системы и теперь в наказание трудится, пытаясь добиться совершенства и приблизиться к Богу...».


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: