Виртуальные филиалы

Информационно-образовательный центр "Русский музей: виртуальный филиал"

Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

«Городок наш Арзамас...»

В жизни каждого человека есть уголок, который наиболее близок и дорог сердцу. У Л.Н. Толстого таким милым сердцу уголком была Ясная Поляна, у И.С. Тургенева - Спасское Лутовиново, у М.Ю. Лермонтова - Тарханы. Для писателя Аркадия Гайдара таким милым сердцу уголком стал город Арзамас. Неустанно путешествуя из края в край нашей страны, открывая все новые и новые красоты необъятной Родины, писатель навсегда остался по-сыновьи преданным небольшому русскому городку с удивительно певучим названием Арзамас. В одном из писем к своему другу Р. Фраерману А. Гайдар сообщал: «...Конечно, море прекрасно, - но скучаю уже я по России. Где мой пруд? Где мой луг? Гей вы, цветики мои, цветики степные. И на вершине Казбека мне делать нечего - залез, посмотрел, ахнул, преклонился, и потянуло опять к себе, в нижегородскую.».

Гайдар питал особую привязанность к тихому старинному городку Арзамасу. Его постоянно влекло сюда, словно на свидание с детством, быстро промелькнувшим, но навсегда оставшимся в памяти.

«Я рос в городке Арзамасе. Там громко гудели колокола тридцати церквей, но не было слышно заводских гудков», - писал он в своей автобиографии.

В Арзамас большая семья Голиковых переехала из Нижнего Новгорода летом 1912 года, сменив до этого уже несколько мест. Сначала Голиковы жили в городе Льгове, где 22 января 1904 года у них родился первенец Аркадий. Мать и отец учительствовали там в школе при сахарном заводе. В 1908 году они переезжают в поселок Вариха близ Сормова, а вскоре - в Нижний Новгород. К тому времени семья значительно увеличилась: еще в Льгове родились дочери Наташа и Оля, а в Нижнем Катя. Мать будущего писателя - Наталья Аркадьевна окончила заочные акушерские курсы и получила направление в город Арзамас. Туда же перевелся и отец Аркадия - Петр Исидорович, работавший в те годы контролером акцизного управления.

Сначала Голиковы поселились в доме № 28 по улице Большой (ныне ул. Коммунистов). Аркадию тогда шел девятый год. Именно здесь он обрел наконец «тот мальчишеский мир, который впоследствии назвал родным», как свидетельствовал его друг писатель Р. Фраерман.

На улице Большой Голиковы прожили совсем недолго и вскоре перебрались на Новоплотинную улицу (теперь ул. Горького). Здесь, в доме № 25, они прожили до 1918 года.

Отсюда мы и предлагаем начать экскурсию по гайдаровскому маршруту.

С домом № 25 связаны все лучшие воспоминания Аркадия Гайдара о детской поре. (Мемориально-бытовой дом-музей А.П. Гайдара. Фото 60-х гг., гостиная, спальня родителей, детская)

К дому примыкал большой старый сад. Длинная крыша многочисленных хозяйских построек: сараев, курятников, каретника стала любимым местом отдыха, детских игр, озорных проделок и забав Аркадия и его друзей. Никто лучше его не мог укрыться при игре в прятки, дальше бросить мяч при игре в лапту. Если мяч залетал на крышу, то он первый лез за ним и нарочно смело ходил по самому коньку крыши. Особенно охотно играл Аркадий в «дальние страны». По-разному проходила эта игра, придуманная им самим. Иногда играли у себя дома, составляя в ряд стулья и табуретки, изображавшие паровоз с вагонами.

«Родители не очень стесняли нас в наших детских играх. Нам разрешалось перевернуть все хоть вверх дном, но при условии, чтобы мы сами за собой убирали, и это условие выполнялось нами, как закон», - вспоминала позже сестра писателя - Н.А. Голикова.

«Бывало, в долгие зимние вечера, после того, как выучены и проверены родителями уроки, мы часто забирались все на кушетку, папа сажал младших девочек на колени, мы с Аркадием лепились к нему по бокам, мама, если она была «не дежурная», усаживалась возле стола с каким- нибудь рукоделием или штопкой, а старенькая тетя Даша присаживалась поближе к печке.

Папа часто рассказывал нам что-нибудь о жизни и обычаях других народов. Иногда он читал нам вслух интересные книжки или же рассказывал смешные басни, а мы, дети, декламировали знакомые нам стишки. И часто, очень часто все мы пели разные песни...»

Минули годы. Одной из страниц прошлого стал для арзамасцев и гостей города этот маленький деревянный домик, до сих пор хранящий тепло и уют семейного очага, ощущение присутствия хозяев, только на несколько минут покинувших его стены.

С 1964 года здесь открыт мемориально-­бытовой дом-музей А.П. Гайдара.

Из маленьких сеней посетители попадают в гостиную. Здесь, как в спальне, детской и кухне воссоздана подлинная обстановка семьи Голиковых. На столике фотография юного Аркадия, на этажерке выстроили в ряд книги. Книги и в спальне, и в детской. В углу гостиной - фисгармония. Дома любили музыку, песни. В маленьких комнатах уютно, тихо, изредка скрипнет половица, так и кажется, что сейчас распахнется дверь, простучат шаги, и сюда ворвется крутолобый широкоплечий мальчишка.

В 1967 году, из-за строительства заводского комплекса, домик был перенесен на противоположную сторону улицы, где стоит сейчас. В 1999 году в музее проведены ремонтно-­реставрационные работы, воссоздан быт, окружавший писателя в годы его детства.

Рядом с домом Голиковых современное здание, украшенное мозаикой: здание литературного музея и детской библиотеки им. А.П. Гайдара. И все это вместе составляет гайдаровский мемориальный комплекс.

Центральная городская детская библиотека им. А.П. Гайдара. До 1965 года библиотека ютилась в стареньком ветхом домике. По воспоминаниям ее бывшей заведующей А. Прониной, в первые годы работы были трудности и финансовые, и хозяйственные. «А сколько раз приходилось переезжать из одного здания в другое, - пишет она. Это было, наверное, самое тяжелое испытание из всех выпавших на наш коллектив».

Зато именно в старенький дом в 1935 году приехал однажды сам Аркадий Гайдар. Как вспоминала позже первая заведующая библиотекой А. Петрова, «пришел человек высокого роста в длинной солдатской шинели, в серой папахе. на вопрос, что интересует, он ответил вопросом, есть ли в библиотеке книги Гайдара?» В одно из последующих посещений писатель подарил три экземпляра книги «Военная тайна». Один из них хранился в библиотеке до конца 2000-го года, а затем был передан в литературно-мемориальный музей Гайдара. Детская библиотека носит имя Аркадия Гайдара с 1948 года.

В 1964 году на внеочередном пленуме комсомольцы города объявили ударную стройку - возведение нового здания для библиотеки - и начали собирать средства. В фонд строительства поступали деньги, вырученные от сдачи металлолома и макулатуры. Каждый комсомолец считал участие в стройке почетной обязанностью для себя. Доходило до того, что абитуриенты, которые приезжали поступать в пединститут из Шахуньи, Дивеева, Мурома и других городов, вместо того чтобы «корпеть» над книжками, бежали накануне экзаменов на стройплощадку.

29 октября 1965 года, в день рождения комсомола состоялось торжественное открытие детской библиотеки. Широкие мраморные ступени, фасад, украшенный мозаичными панно на темы произведений знаменитого писателя-земляка, светлые просторные читальные залы - таким предстало здание перед первыми посетителями.

Среди почетных гостей на открытии библиотеки была жена Гайдара Дора Матвеевна, поздравительные телеграммы пришли от сына Тимура. В этот день школьники подарили своей библиотеке более пяти тысяч книг. Юбилейное издание полного собрания сочинений великого кобзаря Украины Т. Шевченко с надписью «Землякам А. Гайдара от потомков Кобзаря» привезли каневцы. Но было много и других необычных подарков. Так, московские ребята привезли дубок из Ясной Поляны, где жил Л. Толстой, яблоню и березку с родины С. Есенина, книги с автографом сестры поэта, березку и клены с родины М. Лермонтова, и, наконец, семена каштанов и землю из Канева, где погиб и похоронен Гайдар. Все эти деревца были посажены перед окнами библиотеки.

С 1980 года библиотека вошла в состав централизованной библиотечной системы, как библиотека-филиал № 1. В 1999 году ЦДБ им. А.П. Гайдара стала лауреатом первой премии губернатора.

Литературный музей А.П. Гайдара. Через год после открытия библиотеки арзамасцы заложили фундамент здания литературного музея писателя-земляка. И вновь стройка велась народным методом. Тысячи ребят участвовали в субботниках и воскресниках, во всем помогали строителям: рыли котлованы, подносили кирпич, выполняли разные подсобные работы. Деньги на банковский счет поступали и от пионеров многих городов страны - Москвы, Ленинграда, Нижнего Новгорода. Только юные арзамасцы собрали 500 тонн металлолома и 45 тонн макулатуры и передали в фонд строительства музея 4690 рублей.

1 ноября 1967 года музей торжественно принял первых посетителей. К Гайдару ехали со всех уголков бывшего Советского Союза.

В 2004 году, после празднования 100-летия со дня рождения писателя, литературный музей был закрыт на реконструкцию, которая продолжалась долгие шесть лет. На все работы по реконструкции потрачено более 12 миллионов рублей.

В октябре 2010 года отремонтированное и модернизированное здание музея, теперь оно стало двухэтажным, было открыто. Выставочный вариант новой экспозиции «Когда у дерева крепки, то и крона радует глаз» посвящен пяти поколениям семьи Гайдаров. Многочисленные

посетители музея могут познакомиться с семейными реликвиями, рукописями, ранее неизвестными фотографиями. Значительное место в экспозиции занимают архивы сына писателя - контр-адмирала и военного корреспондента Т.А. Гайдара, а также внука Аркадия Петровича - экономиста и политика Е.Т. Гайдара.

Перед входом в литературный музей 7 мая 1975 года установлена скульптура юного Аркадия Голикова. Автор памятника М.М. Лимонов изобразил будущего писателя 14-летним мальчишкой, именно таким, когда охваченный революционным порывом, он ушел воевать за «светлое царство социализма».

Угол улицы Горького и ул. К. Маркса - когда-то здесь стояло деревянное на каменном фундаменте здание кинотеатра Рейста.

В дневнике Гайдара можно прочесть: «Был у Рейста». Мальчишки всегда остаются мальчишками, когда в 1913 году швейцарский гражданин Э. Рейст в каменном флигеле открыл первый кинотеатр - это стало большим событием в жизни города и, особенно арзамасской ребятни. Из воспоминаний А. Буянова - друга детства Гайдара: «На Сальниковой улице был кинотеатр Рейста, в который хозяин набивал зрителей, как сельдей в бочку, билетов продавал столько, сколько влезет народу. У нас не всегда был пятачок на билет, а кино (живые картинки) смотреть мы любили. Мы изобретали всевозможные «фокусы», чтобы пробраться в зрительную комнату. И это нам удавалось. Сговорившись, покупали один билет, и шел один из нас, задача которого состояла в том, чтобы пробраться на место к окну, и как только начинался сеанс, он незаметно снимал крючок со щита и сидел, выражая бурные восторги картиной, Мы приоткрывали ставни, забирались в зал и чинно рассаживались на полу. Иногда городовой нас ловил, но, рассмотрев, что это реалисты, отпускал. Реалистов городовые драть боялись. Но когда видел, что это ученик «ненужного училища» - так он называл нас, учеников ВНУ (высшего начального училища), - то сильно драл уши. Вот в таких проказах принимал участие и Аркадий Голиков».

Напротив кинотеатра «Рейста» - каменное здание - бывшее здание Арзамасской Екатерининской женской гимназии. В гимназии училась старшая сестра Аркадия - Наташа.

Здесь часто проводились литературно-музыкальные вечера, совместными усилиями гимназисток и реалистов, ставились спектакли, в которых Аркадий принимал активное участие. «.Играл он и гусара в «Игроках» Гоголя, играл в пьесах Островского. Но особенно запомнился Аркадию спектакль «Среди цветов», где он исполнял роль старого садовника. Нравилось ему чрезвычайно, что на сцене он носил бороду из пакли и мог курить настоящую трубку».

Аркадий хорошо владел своим голосом, замечательно читал со сцены. Незаурядными декламаторскими способностями он снискал признание не только в реальном училище, но и в женской гимназии, куда мальчики нередко приглашались на вечера. Об одном из выступлений Голикова сохранились воспоминания бывшей гимназистки. Аркадий читал тогда отрывок из поэмы «Крестьянские дети» Н. Некрасова так подкупающе-проникновенно, что давно знакомые строчки зазвучали словно впервые, задели за живое, растрогали. Искренность и задушевность великого поэта были сродни юному исполнителю. Это уже заявил о себе талант.

Если по улице Горького пройти или проехать немного ниже, мы увидим пруды, один из которых называют гайдаровским (в бытность Аркадия пруды назывались Сорокинскими).

Пожалуй, самыми романтическими незабываемыми эпизодами в коротком детстве Аркадия Голикова остались «морские сражения» на Сорокинских прудах, о которых достоверно рассказано в повести Гайдара «Школа»:

«В тот день командовал дредноутом Федька. Первый вражеский плот налетел на нас, и мы с Тимкой разом очутились по горло в теплой заплесневелой воде. Однако от удара плот противника тоже остановился. Этого только нам и нужно было. Наш мощный дредноут - огромный, неуклюжий, но крепко сколоченный - на полном ходу врезался в борт неприятельского судна и перевернул его. Оставался еще миноносец из свиного корыта. Пользуясь своей быстроходностью, он хотел было проскочить мимо, но и его опрокинули шестом.

Мы с Тимкой забрались на Федькин плот, и теперь только головы неприятельской команды торчали из воды. Но мы были великодушны: взяв на буксир перевернутые плоты, разрешили взобраться на них побежденным и с триумфом, под громкие крики мальчишек, усеявших заборы садов, доставили трофеи и пленников в порт».

С осени 1912 года Голиковы определили сына в частную приготовительную школу, принадлежавшую З.В. Хониной. Здесь учились преимущественно дети зажиточных горожан, среди которых Аркадий заметно выделялся своей эрудицией и воспитанностью. Молодая учительница З.В. Гладкова впоследствии так отзывалась о нем: «.Веселый, жизнерадостный, неусидчивый, большой выдумщик и шалун, но шалун безобидный, чистый и честный мальчик». Несмотря на скромное социальное происхождение Аркадий как-то сразу оказался в центре внимания, расположил к себе класс своей инициативностью, открытой натурой, веселым нравом. Энергия в нем кипела. Учеба давалась легко: быстро освоил он начальную грамоту и пристрастился к чтению. Родители всячески поддерживали интерес детей к литературе.

Очень рано вошли в жизнь будущего писателя книги. Голиковы слыли в городе людьми образованными, с тонким читательским вкусом. Наталья Аркадьевна состояла в правлении общественной библиотеки имени Некрасова, открытой в Арзамасе М. Горьким. С ней Аркадий часто приходил сюда, еще не умея читать, он подолгу перелистывал книжки и журналы с яркими картинками.

«Это было в 1912-ом. В летние каникулы я работала в общественной библиотеке им. Некрасова, - вспоминает У.С. Исакова. - В библиотеку часто заходила молодая, очень красивая женщина. Ее добродушное лицо, ласковые голубые глаза невольно привлекали внимание. С ней приходил мальчик лет 7 - 8, очень на нее похожий. Это и был Аркаша Голиков. Мальчик он был любознательный - любил рассматривать журналы с картинками. Каждый раз он направлялся в читальный, забирал понравившиеся ему журналы и садился на стульчик у окна.».

Улица Коммунистов, 2. В августе 1918 года Голиков принес сюда, в уездный комитет партии, заявление с просьбой принять его в ряды РКП (б). Рекомендации ему дали арзамасская большевичка М.В. Гоппиус и председатель уездного комитета партии Ф.А. Вавилов.

По заданию укома юный Аркадий принимает участие в организации коммунистических ячеек в Арзамасском уезде. Сохранился протокол первого собрания комячейки села Старо- Иванцево, датированный 16 ноября 1918 года. Секретарем этого собрания был Аркадий Голиков. В укоме партии он работал и делопроизводителем.

Гостиный ряд, бывшие Торговые, затем Красные ряды. Из воспоминаний А.М. Гольдина: «Как-то в начале 1918 года подходил срок выплаты зарплаты служащим, а в банке в это время не было денег. Значительная часть средств по-прежнему находилась в руках торговцев, спекулянтов и кулаков. На специальном заседании Арзамасского Совета решили произвести проверку гирь, весов и аршинов во всех частных магазинах и лавках города.

Аркадию Голикову было поручено проверить несколько магазинов в Красных рядах, в том числе и мануфактурный магазин купца Бебешина. Из числа проверенных аршинов два оказались неправильными. Аркадий предложил купцу заплатить штраф, но тот отказался. Тогда Аркадий настоял, чтобы купец пошел в суд, где Бебешину пришло уплатить штраф в десятикратном размере. К вечеру в банке необходимую сумму собрали, и зарплата служащим была выплачена».

Соборная площадь. Колокольня зимней церкви (построена в 1794 году).

Арзамасские годы детства остались для Гайдара светлой и дорогой сердцу памятью. Оттого так нежно и задушевно писал он впоследствии об Арзамасе в повести «Школа», называя любимые места мальчишеской поры: «Теша, старая мельница, Козий остров, перелесок, а дальше - овраги и синяя каемка городского леса». Эта картина, не раз открывалась взору Аркадия с высоты колокольни, куда он в детстве любил взбираться.

«Я любил взбираться на колокольни. Позволялось это мальчикам только на пасху. Долго кружишь узенькой темной лесенкой. В каменных нишах ласково ворчат голуби. Голова немного кружится от бесчисленных поворотов. Сверху виден весь город».

Улица Советская, 10 - здание бывшего Арзамасского реального училища. Открыто

училище 3 октября 1904 года. (Вначале училище занимало здание на улице Новой (ныне ул. Кирова). На сооружение для него собственного здания «городом было пожертвовано 10 000 рублей и уступлен бесплатно участок земли» бывшей усадьбы академика А.В. Ступина, где находилась его школа живописи. Инициатором открытия в Арзамасе реального училища стал директор Иван Алексеевич Смирнов, создателем проекта - учитель рисования и черчения Николай Викторович Роговицкий.

Торжественное открытие нового здания реального училища состоялось 16 августа 1909 года. Главный, богато декорированный фасад здания ориентирован на юго-запад и расположен по красной линии улицы Советской (бывшей Прогонной), одной из улиц, образующих планировочный трезубец основных магистралей города, намеченных первым генеральным планом. Основной трехэтажный объем здания расположен на улице Советской и дополнительный двухэтажный пристрой к нему под прямым углом уходит вглубь квартала. Фасад здания архитектурно был решен в характерном провинциальном стиле начала ХХ века: сочетание красного кирпича и богатого декора в белой известковой штукатурке.

Главный вход в здание расположен с улицы Советской. Планировочная структура обусловлена его функциональным назначением и представляет собой коридорную систему больших классных и других помещений, расходящихся по обе стороны от вестибюльной группы и центральной мраморной лестницы.

Не только для 1900-х годов, но и для современных условий это было исключительное учебное заведение.

Все классы имели хорошее естественное освещение. На первом этаже размещалась хорошо оборудованная приемная врача, химический кабинет, гимнастический зал, чертежный кабинет, учительская и канцелярия, часть помещения занимала раздевалка, где стояли вешалки «с колками» и места для фуражек и галош для каждого класса. На верхние этажи вела широкая лестница со ступенями из серого мрамора, с легким для подъема уклоном, с витиеватыми коваными металлическим перилами и поручнями из дерева. На 2 этаже размещались основные классы; физический кабинет с сиденьями, расположенными амфитеатром; естественный кабинет; в конце широкого коридора ученическая библиотека. На 3 этаже, кроме классов, находился большой актовый зал. В училище было два входа: один со двора - для учащихся, с главного фасада - для преподавателей и посетителей.

Об арзамасском реальном училище шла большая слава как о заведении с высокоорганизованным процессом обучения, с хорошо подобранным педагогическим коллективом. Ученики, заканчивающие училище, поступали в высшие технические учебные заведения. Знания, даваемые ученикам, были глубокие и прочные. Не случайно, по успеваемости РУ занимало четвертое место в России после Петербургского, Московского и Варшавского.

1 сентября 1914 года в первый класс реального училища поступил Аркадий Голиков.

Вокзал Арзамас I. Слева, если посмотреть на продолжение улицы Калинина - она приведет нас к зданию старого арзамасского вокзал, который не раз встречал и провожал Аркадия Г айдара.

Особенно запомнился он ему в начале империалистической войны России с Г ерманией. На всю жизнь остались в памяти десятилетнего мальчика проводы отца: «В августе 1914 года, когда мне стукнуло десять лет, отца взяли в солдаты и послали на германский фронт. За окном трещали барабаны, гремела военная музыка, и с маршевой ротой ушел на вокзал отец.

Удивительным цветом горело в тот вечер небо. Меж стремительных, но тяжело-угрюмых туч над горизонтом блистали величаво-багровые зарева. И казалось, что где-то там, куда скрылся эшелон, за деревней Морозовкой, загоралась иная жизнь. Уже отцеловались, отплакались, звякнули, загудели, тронулись и поехали. «Прощайте, солдаты, прощайте!» Уезжали под плач, с громом, свистом и с песнями. С чем-то назад вернетесь?».

Решение об организации места для культурного отдыха горожан было принято на пленуме горкома комсомола осенью 1957 года по инициативе работников проектного института Г. Власова и А. Бажанова. Именно они сделали рабочие чертежи аллей, танцевальной площадки и практически, всего парка. Строительство завершилось к 1959 году. На месте Березовой рощи, где мальчишкой Аркадий любил играть с приятелями, куда ходил за грибами и ягодами, арзамасцы создали прекрасный парк, дав ему имя Гайдара. 

19 июня 1960 года в парке установлен памятник писателю-земляку (скульптор Ю. Стручков). Наш земляк ученый-лесовод Ф. Левдик - один из организаторов закладки арзамасского дендрария - предложил окружить фигуру писателя голубыми елями. Деревья привезли из подмосковного поселка Ивантеевка, где находится опытный лесосеменной питомник по выращиванию ели колючей - именно так называется эта порода.

 

Этот парк не похож на десятки других.

Этот парк белостволен и ясен.

Здесь, в аллеях берез, каждый ствол - это стих

О Гайдаре, весне, Арзамасе.

Здесь стремительно плыли над ним облака

И закат озарялся пожаром.

Здесь и шашку держать привыкала рука,

Здесь впервые назвался Гайдаром...

И в свеченье рассвета, среди тишины,

Нынче птичья слышна перепалка.

И шагает Гайдар с последней войны,

Мимо светлых берез с полустанка.

 

Улица К. Маркса, 38 - клуб большевиков. Об этом здании Аркадий Гайдар рассказал в своей повести «Школа»: «На Сальниковой улице, рядом с огромным зданием училища, стоял маленький, окруженный садиком домик. Обыватели, проходя мимо его распахнутых окон, через которые виднелись окутанные махорочным дымом лица, прибавляли шагу и, удалившись на квартал, злобно сплевывали:

- Здесь заседают провокаторы!

Здесь находился клуб большевиков. Большевиков в городе было всего человек двадцать, но домик всегда был набит до отказа. Вход в него был открыт для всех, но главными завсегдатаями здесь были солдаты из госпиталя, пленные австрийцы и рабочие фабрик.

Почти все свободное время проводил там и я. Сначала я ходил туда с Галкой из любопытства, потом по привычке, потом втянуло, завертело и ошарашило. Точно очистки картофеля под острым ножом, вылетала вся шелуха, которой до сих пор была забита моя голова».

 

Улица К. Маркса, 36 — здание, где размещался штаб Восточного фронта.

18 августа 1918 года в Арзамас прибыл штаб Восточного фронта. Именно в ту пору в дневнике реалиста Аркадия Голикова появляется запись: «Жизнь в Арзамасе очень оживилась, совсем не та атмосфера. Военное обучение понемногу налаживается, Прошли рассыпной строй, скоро к стрельбе.

Днем по городу носятся автомобили, изредка пролетают аэропланы, ночью прожектор внимательно осматривает небо.». Аркадий обучался военному делу, и его приняли в один из формировавшихся в Арзамасе красноармейских отрядов. Осенью 1918 года он ушел на фронт.

В 30-е годы в этом здании располагался Дом Советов.

С 1934 года здание полностью было отдано под организовавшийся двухгодичный учительский институт. С 1952 года учительский институт переименован в педагогический. В августе 1966 года вузу присвоено имя А.П. Гайдара. В этом же году состоялось торжественное открытие памятника писателю (скульптор Н. Чугурин).

В 2012 году пединститут реорганизован в Арзамасский филилал Нижегородского государственного университета.

Улица К. Маркса, 12.

Этот двухэтажный, красивый особняк с колоннами в начале ХХ века принадлежал известному врачу Дорошевскому. В нижнем этаже в то время жил торговец Белин, а весь верхний этаж занимала семья Дорошевских.

В 1923 году доктору пришлось потесниться. Часть второго этажа была отдана под квартиру приехавшему с гражданской войны командиру и комиссару Красной Армии, Петру Исидоровичу Голикову (отцу Аркадия Гайдара). Квартира состояла из двух больших комнат и одной крохотной, которая располагалась между вторым этажом и мансардой. Демобилизовавшись в 1924 году вследствие контузии из армии, Аркадий Гайдар приехал к отцу в Арзамас и поселился в маленькой комнате, ставшей его рабочим кабинетом. Здесь собирались друзья Аркадия по реальному училищу и комсомолу. Вспоминали годы своего детства, «морские сражения» на Сорокинских прудах, походы в березовую рощу и на «мокрый» овраг. Особенно оживленно было тогда, когда вспоминали активную работу в Союзе Молодежи, газету «Авангард», издававшуюся арзамасской комсомольской организацией.

Петр Исидорович окружил сына вниманием и заботой. Аркадий вернулся после госпиталя, где лечился от ран и тяжелой контузии, полученных              на фронтах гражданской войны. Горе Аркадия было горем отца. Мечта сына опоступлении в Военную Академию рушилась. Его уволили в запас по состоянию здоровья. Казалось, жизнь остановила «всадника» на полном скаку, но он победил, удержался и стал писать.

В этом доме, в декабре 1924 года читал он свою первую повесть «В дни поражений и побед».

Последний раз Гайдар посетил Арзамас в 1935 году и пробыл здесь с января до осени. Делясь с Р.И. Фраерманом впечатлениями от города, Аркадий Петрович писал:

«Арзамас - район крестьянский, нет здесь ни Днепростроев через Тешу, ни Магнитогорска на месте старых кирпичных сараев. Зато много кругом хороших колхозных сел и деревенек. Веселые здесь дважды в неделю бывают базары - свиней понавезут на возах целыми тушами. Возы с золотым арзамасским луком, овчина, валенки, крупа, мука, овес - в общем все недорого и всего вдоволь». (Базары были на Соборной площади).

Младшая сестра писателя М.П. Голикова в своих воспоминаниях рассказывала, как «крепко» привязалась к Аркадию Петровичу городская детвора. Он играл с мальчишками и девчонками в войну, рассказывал о своей боевой молодости, катал «на кучере» по улицам. Он встречался с ребятами в школе и в библиотеке, читал отрывки из своих произведений. Всю весну и лето Гайдар провел в ближайшем от Арзамаса селе Заречное. Именно там он закончил свое прекрасное произведение - рассказ «Голубая чашка».

Города как люди: у каждого свой облик, своя судьба, свое прошлое.

Есть в истории Арзамаса нечто особенное, что делает «биографию» этого старинного городка неповторимой, обеспечившей ему редкую известность. Наибольшую литературную известность наш город получил благодаря Аркадию Гайдару. Еще в 30-е годы он с большой теплотой и любовью писал в своей повести «Школа» о родных местах:

«Городок наш Арзамас был тихий, весь в садах, огороженных ветхими заборами. В тех садах росло великое множество «родительской вишни», яблок-скороспелок, терновника и красных пионов. Под горою текла речонка Теша.

Город был похож на монастырь: стояло в нем около тридцати церквей да четыре монашеских обители».

Яркую, романтическую страницу в жизни Аркадия Гайдара занимали детские годы, проведенные в Арзамасе.

Удивителен образ этого человека, его личная и творческая судьба, вобравшая в себя черты великой переломной эпохи, в которую он жил. Родился Гайдар в 1904 году, в канун первой русской революции; в 1918 году ушел из дома «воевать за светлое царство социализма». В семнадцать лет командовал полком, воевал на шести фронтах, закончил гражданскую войну с тяжелым ранением и контузией. Но даже уволенный в запас, считал себя бойцом Красной Армии и своими книгами помогал растить красногалстучное племя, верное нашей великой Отчизне.

Арзамасцы бережно хранят память о своем писателе-земляке. Каждый год в город по- прежнему приезжают сотни юных и взрослых туристов. Они хотят своими глазами увидеть тот самый город, где многое связано с именем замечательного человека и прекрасного писателя Аркадия Гайдара.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: