Виртуальные филиалы

Информационно-образовательный центр "Русский музей: виртуальный филиал"

Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Казань, Республика Татарстан

Игорь Вулох. Эволюция Белого

Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан (Казань) представляет выставку, посвященную 80-летию Игоря Вулоха, известного художника-нонкоформиста, нашего земляка.

Игорь Александрович Вулох родился 3 января 1938 года в Казани в семье Лидии Ивановны Малышевой и Александра Николаевича Вулоха. Отец будущего художника погиб на войне в 1944 году.

Нелегкое военное и послевоенное детство во многом сформировало особенности мировоззрения Игоря Вулоха. В 1953 году Игорь Вулох становится студентом Казанского художественного училища (КХУ) (здание по ул. Муштари, 16). Наступившая политическая и общественная «оттепель» дала возможность эмоциональному, вспыльчивому юноше раскрыться более свободно, чем это могло бы случиться раньше.

Когда-то, в начале ХХ века в этом учебном заведении преподавал блистательный реалист Николай Фешин, учились знаменитые авангардисты Давид Бурлюк, Александр Родченко, Варвара Степанова. В становлении художника Игоря Вулоха свою роль сыграли обе эти линии. Первые живописные опыты, еще ученические, обещали рождение мастера реалистического плана, при этом очень талантливого, работавшего в традициях Н. Фешина.

Плеяда преподавателей в КХУ подобралась неожиданно сильная. После длительного периода стагнации в 1950-х годах в училище преподавала целая россыпь блистательных художников, это – Д. Г. Булат, Е. В. Зуев, В. И. Куделькин, Э. Г. Липкинд, В. С. Подгурский, С. А. Ротницкий (директор КХУ в 1959 – 1960), Н. И. Сокольский, В. К. Тимофеев. Некоторые из них обучались еще в легендарном Архумасе в 1920-х гг. А С. Ротницкий был выпускником Академии художеств в Ленинграде, учеником знаменитого Бориса Иогансона.

Конечно, первое имя, которое нужно назвать – это Виктор Степанович Подгурский (1893 - 1969), о котором Вулох говорил, что тот оказал на него очень большое влияние. Именно с репатриантом Подгурским можно связать ростки неофициального изобразительного искусства в Казани. С начала 1948 г. он преподавал в Казанском художественном училище, в котором в крохотной комнате площадью 4 м2 и жил. Участвовал в выставках вместе с татарстанскими художниками, вступил в Союз художников ТАССР в 1951 г.

 В. Подгурский привез в Казань из Шанхая дефицитнейшую по тем временам библиотеку по искусству, в которой можно было найти альбомы по импрессионизму, увидеть работы Гогена и Ван Гога. Одним из самых неординарных учеников Подгурского был Алексей Авдеевич Аникеенок (1925-1984), инвалид Отечественной войны, поступивший в училище в 27 лет (1952-1957). Почти в это же время учился и Игорь Вулох (с 1953), который подружился с Аникеенком. Подгурский сыграл в жизни И. Вулоха значительную роль (вообще талантливому юноше очень везло на людей с самого начала). По некоторым данным, Подгурский написал письмо с рекомендацией Вулоха известному художнику Г. Г. Нисскому (1903 - 1987). Художественный метод фотореалиста Виктора Подгурского вряд ли был близок Вулоху, но моральная, образовательная, творческая поддержка часто помогает молодым людям определиться в жизни. Так случилось и с И. Вулохом, который впоследствии неоднократно тепло вспоминал Подгурского. Кстати, после отъезда из Казани в Ташкент (1958) Подгурский переписывался со своим учеником. Сохранилась часть его письма, полного дружеского участия и юмора, в котором видно, каким творчеством питался Вулох от Подгурского: «Здесь и Гог и Гоген, здесь Констебл и Фортуни! Если Бог поможет мне, и я укреплюсь здесь, дорогой мой Вулох, моей мечтой будет выписать Вас сюда к себе в гости. Искупать Вас здесь в солнечной живительной ванне, дать Вам откушать impressionisma с приправой душистой травки трезвого real Поленова, Верещагина. Я не думаю, что от этих искушений Вы отвернетесь» (письмо из частного архива). Прощаясь, Подгурский пишет Вулоху: «Крепко жму Вашу талантливую руку: запястье, пясть и фаланги (анатомия!)» (Подгурский преподавал анатомию).

На первых курсах Игорь ничем не выделялся среди сокурсников в плане творчества, получая постоянно замечания за невнимательность на занятиях, небрежность в учебе, невыполнении домашних заданий. Живопись и рисунок он с трудом сдавал с тройки на четверку. 

На третьем курсе классный руководитель курса Э. Г. Липкинд называет Вулоха уже самым сильным в группе по живописи и рисунку, отмечая лучшие пропорции в графических работах. Ту же самую оценку по живописи на 3 курсе дает Вулоху В. И. Куделькин. К 3 курсу он выбивается почти в отличники. Классным руководителем на 4 курсе у Вулоха был В. И. Куделькин. Преподавая рисунок, он отмечал, что Вулох не видит в рисунке деталей (очевидно, видел общую картину!). К 5 курсу Вулох – отличник по всем предметам – специальным и теоретическим.

Молодой художник познал ранний успех. Вместе с признанными художниками, в том числе своими педагогами, он участвовал Декаде татарского искусства и литературы в Москве в 1957 г. В ретроспективной экспозиции, как символ преемственности художественной линии, вместе были показаны Н. И. Фешин, П. П. Беньков, П. А. Радимов, В. К. Тимофеев, Н. Д. Кузнецов, В. И. Куделькин и подающий надежды молодой талант – И. Вулох. Впервые за многие годы за Татарию выставлялся Баки Урманче, живший тогда в Узбекистане. Вулох был единственным среди них учащимся. Им было представлено три работы: «Девочка», «Первый снег», «Столярная мастерская» (все – холст, масло, 1956 г.). Так, одна из сохранившихся работ – «Первый снег» (собрание А. А. Исаенко) демонстрирует совершенно зрелое мастерство 18-летнего художника – отличную композицию, гармоничный колорит, легкость живописной техники. Зима в творчестве Вулоха с самого начала имела особое значение как живописное обозначение доминирующего белого или светлого пятна, собирающего в себе и вокруг себя все остальные цвета. Зимний «цвет» позже станет доминирующим в его живописи как отражение чистоты природы, благородной сдержанности красок и как белый лист духовного пространства.

В этом же году он участвует во Всесоюзной художественной выставке, посвященной 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции в Центральном выставочном зале («Манеж»). Ранние работы Игоря Вулоха, экспонировавшиеся на этих двух выставках (собрание ГМИИ РТ), демонстрируют совершенно зрелое мастерство 18-летнего художника – стройную композицию, гармоничный колорит, легкость живописной техники.

Один из лучших выпускников Казанского художественного училища, Игорь Вулох был рекомендован к поступлению в художественный институт. Еще учась в Казани, он начал выезжать в Москву, где познакомился с выдающимся мастером Георгием Нисским, оказавшим значительную роль в становлении молодого человека. Когда начинающий художник не поступил в Художественный институт им. В. И. Сурикова, Г. Нисский помог ему с поступлением во ВГИК на художественное отделение, где его педагогом был известный мастер Ф. С. Богородский.

Дальнейший путь И. Вулоха оказался необыкновенно сложным и крайне самобытным. Линия нонконформисткого искусства, как родовая по отношению к русскому авангарду, определила все творчество художника. Еще в начале 1960-х Игорь Вулох знакомится с поэтом Геннадием Айги, который становится ему другом на всю жизнь и влияет на его творчество. В Москве Вулоху удается познакомиться с «обломками Атлантиды» под названием русский авангард, например, Николаем Харджиевым, Алексеем Крученых, попасть в фонды музея В. Маяковского. Тогда же произошло знакомство с Георгием Костаки, одним из первых коллекционеров И. Вулоха. В определенном смысле Игорь Вулох – связующее звено между авангардом начала ХХ века и «вторым авангардом».

При этом творчество Игоря Вулоха излучает особый духовный свет, который сопровождал его всю жизнь. Для него важным был опыт работы с религиозной живописью, в судьбе художника был такой период, когда он три года, с 1968, провел ассистентом на кафедре западных вероисповеданий в Духовной академии при Троице-Сергиевой Лавре, знакомясь с религиозной философией, особенно западной. Возможно, что в Лавре у него были заказы на росписи храмов. Также известно, что вместе с товарищем он занимался росписью в Николо-Низской церкви Казани на улице Баумана. 

Тогда же начинается в его искусстве особый «белый» период, вероятно, как визуальный отклик на духовные, в том числе религиозные искания. Это была серия белых или очень светлых, лаконичных в своих выразительных средствах, картин. К вариациям «белого» он постоянно обращался и в дальнейшем. Это и искания фактуры, и эксперименты с цветовым спектром. Поздние работы – это богатая палитра цвета и графики, мир художника из локального белого, светлого или сдержанного, монохромного, преображается, насыщается красочной стихией и контрастами.

В жизни Игоря Вулоха Казань оставалась важной и как родина, о которой он не забывал и часто приезжал домой, до самой смерти матери в 1972 году, потом бывал уже здесь реже.

Большую часть времени в художественном сообществе Казани он проводил с художником Алексеем Аникеенком, который познакомил его с сотрудником музея изобразительных искусств искусствоведом Анатолием Новицким, человеком, который чрезвычайно много сделал для формирования городской художественной среды «против течения».

Дружил Игорь Вулох и с известным казанским поэтом Рустемом Кутуем, который посвятил ему стихотворение «В зимнюю ночь», где он уловил особый эмоциональный настрой художника, связанный с «белым» зимним настроением:

Лёд инеем оброс.

Не продышать и малого глазка.

Но чудится – там бабочки порхают.

И чьё-то мягкое дыханье у виска.

Неужто жизнь прошла, а угли догорают,

едва поддерживая жар …

Так марево струит над полем,

стеклянным воздухом дрожа

Лес вызолочен весь, но увяданьем болен

 

Известно, что И. Вулох сотрудничал с татарстанским сатирическим журналом «Чаян» («Скорпион»), но, это – совсем неизвестная история, и сколько еще таких белых страниц в его творчестве.

Персональная выставка в ГМИИ РТ – вторая в Казани. Первая состоялась в 1999 году в Национальном культурном центре «Казань» и была посвящена 60-летию Игоря Вулоха. На эту выставку он приехать не смог. Основу экспозиции составили «Пять графических серий к поэзии Геннадия Айги и Тумаса Транстремера» (из собрания семьи Айги). Дополнением к ней стали живописные работы разных лет. В Казани был выпущен небольшой каталог, ставший библиографической редкостью. Организаторами выставки были известные искусствоведы Розалина Шагеева и Альберт Шакиров (1964 – 2008).

Казанский музей представляет на выставке произведения из коллекций жены художника – Н. О. Туколкиной-Охота, а также Егора Альтмана, частных галерей: ART4 Игоря Маркина и Галеев-галереи Ильдара Галеева (Москва). Ученические работы Игоря Вулоха представлены ГМИИ РТ, а студенческая работа «Женский портрет» в блистательном «фешинском» стиле показывается Казанским художественным училищем. О фактах его ученичества в художественном училище можно узнать из документов Государственного архива Республики Татарстан и архива ГМИИ РТ, а также Отдела редких книг и рукописей Научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского и Чувашской Государственной национальной библиотеки им. И. Я. Яковлева.

Выставка призвана показать роль Казани в становлении мастера, его индивидуального творческого почерка, духовного формирования. Удивительный синтез поиска форм, созвучий цвета, поэтических слов несет в себе, несомненно, и особый казанский «след». Основа экспозиции – необыкновенно тонкая живопись Игоря Вулоха, удивительно духовная и наполненная цветом и светом. Уже новое поколение зрителей смогут познакомиться с его минималистичной графикой к поэзии Геннадия Айги и Тумаса Транстремера.  

Важная задача выставки – раскрыть культурную и социальную роль Казани в становлении Игоря Вулоха, и, конечно же, сделать его, наконец, частью казанской истории изобразительного искусства.

 

Дина Ахметова, главный научный сотрудник ГМИИ РТ, советник директора ГМИИ РТ по национальному искусству


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: