Виртуальные филиалы

Информационно-образовательный центр "Русский музей: виртуальный филиал"

Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Казань, Республика Татарстан

Любимый город Константина Чеботарёва

С 24 ноября 2016 г. по 24 января 2017 г. в выставочных залах Национальной художественной галереи в Казани прошла выставка «Константин Чеботарев (1892–1974), Александра Платунова (1896–1966): Жизнь в искусстве». Впервые творчество К.К. Чеботарева и А.Г. Платуновой было представлено в наиболее полном объеме, отражая все периоды их творчества от 1910-х до1960-х годов. Остановимся подробнее на казанском периоде творчества Константина Чеботарёва.

Творческая деятельность Константина Константиновича Чебота­рева оставила заметный след в искусстве Казани 20-х годов. Несмотря на то, что три четвер­ти творческой жизни Чеботарева прошло вне Kaзани, он в своем искусстве всегда ощущал себя казанцем. Здесь, в Ка­зани, он поручил образование в Художественной школе, здесь про­шла его творческая молодость, здесь сложились его художествен­ные убеждения и принципы, которые он воплощал в своем искусстве до конца жизни.

«Казанские художники - они казанские, независимо от того, где протекала их вторая половина жизни», - писал сам Чеботарев о художниках своего поколения. Фешин в Америке, Беньков в Са­марканде, Радимов и Медведев в Москве, Барашов в Астрахани, Платунова и Чеботарев в Москве.  Это все осуществление казанского искусства не «по месту жительст­ва», а по принадлежности к КХШ - Казанской художественной школе. Чеботарев, может быть, в большей степени, чем другие бывшие казанцы-художники, жил интересами казанского искусства.

В гимназические годы Чеботарёв жил в старинной части города вблизи гимназии, на Поперечно-Покровской улице, в доме Свияжского подворья. Много позже, уже в московский период жизни, мыслями постоянно возвращаясь в Казань, Чеботарёв задумал и частично осуществил творческий проект – «Казань – любимый город». Облик города представал в этих листах окрашенным чисто личностными переживаниями и воспоминаниями. Серия создавалась исключительно по внутренней мотивации, это было признанием в любви к городу, где прошли его лучшие годы, где он сформировался как личность и как художник. Таким образом, Чеботарёв продолжил давнюю художественную традицию казанской видописи своих предшественников – Э. Турнерелли и В.С. Турина.

Выполнена сюита в технике монотипии - оттиска о написанной на доске картины, существующей в единственном экземпляре. Техника эта очень сложна. Она требует быстроты пополнении и уверенности кисти, нo зато дарит художника воздушным изображенном, живописной трактовкой действительности, убедительностью и правдивостью художественного образа. Но объему и глубине выражения, по коли­честву работ этот цикл занимает важное место в иконографии Казани.

На сотне листов цикла неторопливо, обстоятельно повествует Чеботарев о городе. Перспективы центральных улиц сменяются у него изображе­нием отдельных архитектурных памятников, шумные оживленные пло­щади - тихими укромными уголками «Русской Щвейцарии» или Подлужной. Вместе с художником зритель как бы поднимается на стены и башни Кремля, откуда открываются живописные панорамы города, бродит до старинным, ныне не существующим переулкам, становится очевидцем минувших событий.

Одно и то же место Чеботарев подчас воссоздает несколько раз в разные исторические периоды существования Казани. Поэтому его цикл приобретает еще одно измерение, обычно не свойственное произведениям изобразительного искусства - архитектура в его работах несет не только в пространстве, но и во времени.

Так, например, на одном листе он изображает Спасскую башню Кремля в том виде, в каком она существовала до 1905 года, Кремлевские стены и нижний ярус башни оштукатурены, верхние же ярусы сохраняют первоначальный краснокирпичный вид. Чуть левее Спасской башни сразу же за кремлевской стеной возвышаются пятиглавый собор и колокольня Спасо-Преображенского монастыря. А сама Спасская башня не имеет привычного для нас прямого сквозного проезда. Тогда еще существовал коленчатый проезд, а к главному фасаду башни были пристроены двухэтажные кирпичные сени с наруж­ными лестницами, но которым можно было попасть в существовавшую в башне военную церковь.

Следующий лист изображает Спасскую башню полтора десятилетия спустя. Перед ее фасадом мы видим пристроенную часовню, вы­полненную в стиле псевдорусского зодчества. Возведенная на сред­ства купца Щетинкина, она отразила его вкусы, но плохо вязалась со строгими линиями и четкими формами Спасской башни.

Наконец, в нескольких работах Чеботарев дает изображение современного времени исполнения вида башни (начала 50-х годов), и мы наглядно чувствуем изменения в состоянии архитектурного памятника в зависимости от хода времени.

В работах «Прежний Булак», «Булак у Каменного моста», «Те­перешний Булак» мы также можем проследить эволюцию развития еще одного уголка Казани.

Несколько раз изображает Чеботарев здание Казанской художественной школы. Подобно замку, одиноко возвышается оно на краю незастроенного в те времена Арского поля. Деловито спешат студенты с этюдниками и майками в руках. Особенно интересен лист «Афишная тумба у здания Художественно-технического института». Немногочисленные, но выразительные детали – заклеенная  объявлениями и воззваниями тумба, фигура молодого худож­ника, проходящего мимо, - создают лаконичный образ Казани нача­ла 20-х годов. По пропорциям фигуры и характерной манере держа­ться в изображении у афишной тумбы художника можно предполо­жить автопортрет Чеботарева.

Большой исторический интерес представляют виды забулачной части города - море невысоких, главным образом, деревянных по­строек, среди которых возвышаются мечети с устремленным в небо минаретами.

В 1926 году Казань настигло стихийное бедствие. Небывалой силы наводнение затопило чуть ли не половину города. Скупыми изобразительными средствами повествует об этом событии художник, но мы как бы становимся его очевидцами. Водное пространство расстилается до самого горизонта. Наполовину затопленные дома отражаются в воде. Между ними снуют лодки, перевозящие жителей. Хмурое низкое небо над городом, усиливает драматическую обстановку  происходящего.

Немало среди произведений Чеботарева листов, овеянных поэзией природы и старинных казанских преданий. Это и «Верочкин бугорок» - могила девушки, покончившей собой, когда она узнала что ее собираются выдать замуж за нелюбимого, и Мост в «Швейцарии», и «Излучины Казанки»…

Документальная точность в сочетаний с эмоциональной взволнованностью изображения отличают каждую работу цикла. По старинным открыткам и фотографиям, по документам, воспоминаниям, личным впечатлениям тщательно и любовно восстанавливает Чеботарев виды Казани минувших времен. Не менее точен он в передаче совре­менного состояния города, поэтому цикл «Казань - любимый город» может служить своеобразным «изобразительным путеводителем» по Казани, очень подробно и убедительна рассказывающем о ее прошлом и настоящем.

Использованные материалы:

Ключевская Е.П. «К.К. Чеботарёв. Обертоны отражений» // Казанская художественная школа 1895-1917. – СПб.: Славия, 2009. – с. 181-194

А.И.Новицкий. «К.К.Чеботарев и его графическая серия «Казань – любимый город»


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: