Виртуальные филиалы

Информационно-образовательный центр "Русский музей: виртуальный филиал"

Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Казань, Республика Татарстан

Павел Петрович Беньков в Казани

Значительную часть своей наполненной творческим трудом жизни Павел Петрович Беньков  (1879-1949) провел в Казани. Своей деятельностью в этом городе как художник и педагог он сыграл видную роль в становлении и развитии молодого татарского искусства.

Казань в годы детства Павла Павловича была оживленным приволжским городом. Небольшие дома, преимущественно «купеческой физиономии», теснились вдоль нешироких улиц, пестревших аляповатыми вывесками бесчисленных торговых заведений и трактиров. В городе была единственная линия конки и множество извозчиков, стояли полосатые полицейские будки. Город благоденствующих торговых «воротил» и влачащей жалкое существование ремесленной бедноты – вот основное впечатление юного А.М. Горького, проходившего в Казани свои «университеты», работая то грузчиком на пристани, то садовником у генеральши Корне, то крендельщиком в пекарне Семенова, - как раз в те годы, когда Беньков начинал свою жизнь.

Беньков, как и Горький, принадлежал к этому «низу», он родился и вырос среди бедного ремесленного люда. Отец художника Петр Алексеевич Беньков был скорняком и работал в шапочном магазине. Он часто болел, мало зарабатывал. Воспитание четверых детей тяжелым бременем ложилось на плечи матери будущего художника, Матрены Мефодьевны, простой женщины, с детства привыкшей к физической работе в крестьянской семье, в которой она родилась и выросла.

Любовь к искусству пробуждали у Бенькова предметы народного художественного творчества – на базарах, в быту, в одеждах татарской части населения города. Это были распространенные в татарском народном искусстве мозаика из цветной кожи, вышивки, отличавшиеся богатством красок и затейливостью орнамента. В городском четырехклассном училище, где учился Беньков, ему поручали рисовать зверей и птиц в качестве наглядных пособий для уроков естествознания. Пробить дорогу к искусству ему было нелегко. Родители после окончания им городской школы отправили его в ремесленное училище в Кунгур. Несмотря на это, случайно узнав, что в Казани открывается художественная школа, Беньков возвращается на родину с надеждой стать учеником этой школы.  Пройдя все испытания, он был зачислен.

Как отмечают современники, уровень преподавания в школе был очень высоким. Ознакомившись по заданию Академии в 1899 году с работой Казанской художественной школы, Мясоедов писал: «Если обратиться к деятельности школы, то дело там ведется старательно, с большой любовью и толком. … Система обучения, в которой обращается внимание на развитие памяти и способности быстро схватывать общую форму посредством рисования на память и набросков с натуры, не оставляет желать ничего лучшего: результаты, которые я видел, вполне оправдывают прием, чувствуется отсутствие рутины и искание новых способов обучения». Среди организаторов и преподавателей школы были выпускники Петербургской Академии художеств, хорошие художники и талантливые педагоги: Г.А. Медведев,  Н.Н. Белькович, И.А. Денисов, И.И. Тиссен, Х.Н. Скорняков. Именно эти люди заложили основу формирования личности П.П. Бенькова, не только дав ему начальное художественное образование, но и выведя его за узкие рамки того социального мирка, в котором он родился. Упорство,  с каким Павел рисовал, дало свои плоды: успешное окончание школы открыло ему путь в Академию художеств. Молодой человек покидает Казань и переезжает в Петербург. Он попадает в мастерскую Репина, где его учителем был Дмитрий Николаевич Кардовский. В 1905 году Беньков получил разрешение на поездку в Париж и занимался там в частной школе Г.Л. Жюльена.

По окончании Академии Беньков назначен преподавателем по классу живописи в Казанскую художественную школу (с 1909). Одновременно с началом преподавательской деятельности он упорно работал над дипломной картиной «Покорность», которую начал писать в Италии, в маленьком городке Ассизи. По итогам конкурсного просмотра в ноябре 1909 года Беньков получил звание художника.

Несколько раньше Бенькова преподавание в Казанской художественной школе начал Н.И. Фешин. Два мастера, столь непохожие и внешне, и по манере письма, составили замечательный педагогический дуэт. Молодежь полюбила своих учителей, объединившись в две соперничающие группы – фешинцев и беньковцев. Среди беньковцев была и будущая жена Павла Петровича – Ольга Петровна Траубенберг. Их свадьба состоялась в 1911 году. Решив, что двух художников на одну семью слишком много, Ольга Петровна не стала продолжать обучение в художественной школе. Она окончила Высшие женские курсы, а затем исторический факультет Казанского университета и проработала всю жизнь преподавателем русского языка и литературы. В 1912 году у Беньковых родилась дочь Наташа, которая впоследствии стала ученым.

Помимо преподавания П.П. Беньков работал декоратором Казанского оперного театра, где в зимние сезоны 1913-1914 годов держал труппу богатый предприниматель М.Ф. Степанов. По заказу Степанова Беньков написал портрет его супруги и актрисы театра Наталии Осиповны Степановой-Шевченко.

Удачей в области пленэрной живописи, любовь к которой пронизывала  все творчество Бенькова, стала его картина «На террасе», предположительно написанная на даче, снимаемой Беньковым в селе Васильево под Казанью в 1913 году. Художник мастерски воссоздает на холсте ласковый покой деревенского лета, террасу с букетом синих цветов,  белой скатертью стола,  образом обаятельной девушки. Это произведение во многом созвучно творческим исканиям русских художников начала XX века, в частности некоторым пейзажам Серова.

Среди его ранних работ казанского периода, которые сейчас хранятся в ГМИИ РТ надо отметить «Портрет Тамары Александровны Поповой», «Усадьба «Языково» (1914-15), «Новиковская дача», «Золотой плес» (1914).

Годы до революции были вполне благополучными в жизни художника: семейная жизнь, материальный достаток, педагогическая деятельность. Кроме преподавания в художественной школе, он давал частные уроки живописи. В числе его учеников был знаменитый впоследствии поэт-футурист Владимир Хлебников и его сестра – художница Вера Хлебникова. Это время успешной работы в театре, участия в выставках, известности в городе, творческих поездок за границу, общения с друзьями. С началом революции в 1919 году П.П. Беньков уехал из Казани в Сибирь вместе с отступающими войсками адмирала А. Колчака. Художник работал декоратором в Иркутском и Омском театрах в то время, когда Сибирь находилась под властью Верховного главнокомандующего Белого движения.

Павел Петрович вернулся в Казань в 1921 году, когда существование Советской республики стало исторической данностью. Вне зависимости от политических катаклизмов художник продолжал работать. Новое время требовало новых образов. Известно, что в 1923-1924 годах Беньков написал по заказу Казанского государственного университета портрет В.И. Ленина, принятый с условием доработки: вместо рабочей блузы на вожде мирового пролетариата автор вынужден был нарисовать обычный костюм.

Оценивая творчество живописцев того периода, искусствовед  Дульский  писал: «Из всех казанских художников, выделившихся за революционное время, П.П. Беньков был самым серьезным и продуктивным мастером». В это время Беньков создает серию прекрасных портретов известных деятелей культуры: актрисы Баевой, историка П.В. Траубенберга, татарского литератора и общественного деятеля Г. Ибрагимова. «Старьевщик» или «Старик татарин» - один из лучших портретов работы Бенькова  1920-х годов. Внимательно с большим реалистическим мастерством написано морщинистое лицо с живыми глазами и седой бородкой. Звучные яркие тона одежды – зеленый и бордово-красный – создают национальный колорит картины.

Беньков активно участвует в общественной жизни: вступает в ассоциацию художников революционной России (1922), участвует в организации выставок. Его работы попадают на выставки АХРР в двадцати городах: «Жизнь и быт рабочих» (М., 1922), «Жизнь и быт народов СССР»(М., 1926). «П.П. Беньков один из первых замечательных художников, - писал Б.И. Урманче, - который очень много сделал для татарского искусства, и мы можем с полным основанием считать его одним из основоположников этого искусства».

Павел Петрович вернулся к преподавательской работе в Казанской художественной школе, став одним из руководителей первого в Поволжье художественного учебного заведения. Однако жизнь в эпоху революционных преобразований далека от стабильности и покоя. Реорганизации следовали одна за другой. За десять послереволюционных лет только свое название школа поменяла семь раз. Царившая в ней обстановка была сложной. Отсутствие твердых установок и программ, попытки художников разных формалистических группировок насадить свои методы обучения – все это со стороны учащихся вызывало ответную реакцию, принимавшую порой самые грубые формы.  Беньков глубоко сочувствовал ученикам и, понимая их желание получить классическую основу профессиональных знаний и улучшить моральную обстановку в школе, активно защищал их позицию. Не обошлось и без личных нападок на Павла Петровича. В 1925 году татарская организация АХРР (Ассоциация художников революционной России) отозвала его вместе с педагогом Т.Т. Никитиным с преподавательской работы. Только настойчивые ходатайства студентов вернули преподавателей к учебному процессу.

Поскольку заказов на живописи в те голодные годы было крайне мало, Беньков пробует снова сотрудничать с театром. Он готовит декорации к нескольким спектаклям Русского драматического театра – «Бесприданнице», «Любови Яровой» и другим. Однако творческая неудача при оформлении спектакля «Принцесса Турандот» (Беньков не сумел сделать декорации в условной манере, соответствующей характеру постановки) и сложные отношения с главным режиссером заставили его покинуть театр.

Скорее всего, к 1928 году жизненные проблемы художника достигли критического уровня. Творческая нереализованность, нападки молодых художников, материальные трудности, семейная драма – смерть семнадцатилетнего сына Виктора в 1926 года – стали причиной глубокого личного и творческого кризиса. Смена обстановки казалась самым простым решением, что привело Павла Петровича к мысли о поездке в творческую командировку. Работа в Татарском драматическом театре стимулировала интерес художника к теме Востока. Он увлекся изучением истории, быта, национального костюма татар, что было необходимо для художественного оформления спектаклей. Таким образом, вопрос, куда ехать, был решен: на Восток, например в сказочную Бухару.

В 1929 году Беньков совершил поездку в Узбекистан. Он стал одним из первых художников, обративших внимание не на древние архитектурные памятники прошлого, а на повседневную жизнь узбекского народа. В многочисленных этюдах и картинах 1929-1932 годов мастер запечатлел народный быт, особенности городов Узбекистана: Бухара, Хивы, Самарканд. В это время были написаны «Портрет таджика с пиалой», «Хауз с водоносом», «Девушка-хиванка». В 1930-40-ые годы художник создает яркую портретную галерею простых тружеников Узбекистана: «Портрет колхозника-ударника» (1940). Колхозник изображен в момент, когда он заканчивал работу, привычным движением рук кладет тяжелый камень на плечо.

В 1939 году за выдающуюся деятельность в области развития советского искусства правительство Узбекской ССР присвоило ему звание заслуженного деятеля искусств УССР.

Казанский период творчества Бенькова считается не столь плодотворным, много времени отдается педагогической деятельности. Те не менее и на дореволюционных выставках появляются его работы: «Портрет детей Ковалевских», «Портрет жены» (1910). Первое упоминание о портрете жены мы встречаем в выступлении Ф.А. Модорова – ученика Бенькова по Казанской  художественной школе, на обсуждении персональной выставки Бенькова в Москве в 1961 году. Он высказывался о том, что портреты татарского писателя Ибрагимова и жены Бенькова являются блестящими образцами портретного искусства и должны служить примером для молодежи.

У дочери художника находился ранний портрет жены, относящийся к дореволюционному творчеству Бенькова, к 1910-м годам. Однако эта работа носит несколько постановочный, этюдный характер. В ней нет той глубины проникновения в образ, которая будет раскрыта в портрете жены, написанном в 1926 году. На второй композиции темный силуэт фигуры четко выделен на фоне, некоторая утяжеленность нижней ее части, монохромность цвета, высокая внутренняя одухотворенность делают образ монументальным. Окруженные темными, покрасневшими полукружиями век глаза, сразу приковывают внимание зрителя.

Революция вносит много нового в творчество Бенькова: теперь значительно больше внимания уделяется задачам социальной характеристики портретируемых. Особо значительные в этом смысле работы: «Портрет татарина-грузчика», «Портрет писателя Ибрагимова», «Портрет жены», относятся к 1924-1928 годам. Названные три работы Бенькова хранились в постоянной экспозиции Музея ИЗО ТАССР в Казани. Там же экспонировался и «Портрет  Фирсовой Т.А.» (1926). Она была передана автором в 1927 году в дар Т.А.Фирсовой. Обратимся к воспоминаниям  самой Фирсовой, бывшей в то время ученицей П.П. Бенькова. «Наконец, летом он решил написать мой портрет. Он довольно долго выбирал костюм, его все не удовлетворяла моя белая шляпа, но потом он решил написать меня в ней. Тогда у меня были очень тяжелые переживания. Незадолго перед этим у меня умерла мать и умер брат. Я сильно переживала их потерю. Эту надломленность  мою он хорошо передал».  Молодая женщина изображена сидящей в кресле, в комнатном интерьере. В обращенном  на зрителя взгляде – задумчивом и печальном – в плотно сжатых губах затаенная грусть, тоска.

Единственный прижизненный портрет Галимжана Ибрагимова принадлежит кисти живописца. Г.Ибрагимов, признанный писатель-классик изображен на портрете в минуты духовного напряжения, углубленного раздумья, в состоянии передающем творческий процесс, непрестанную работу мысли. Высокий лоб интеллигента, серьезные усталые глаза, чуть утомленное выражение осунувшегося лица создает незаурядный образ. 1926 год, когда был написан портрет оказался временем наивысшей активности научной и творческой деятельности Г. Ибрагимова. По  воспоминаниям Баки Урманче: «К этому портрету я не равнодушен, может быть, еще и потому, что принимал некоторое участие в его создании. Павел Петрович как-то сказал, что хотел бы написать одного из передовых литераторов Татарии. Я предложил Галимжана Ибрагимова». Классик татарской литературы и ученый, Г. Ибрагимов охотно позировал Бенькову. Портрет получился отличный. Я знал Ибрагимова лично, поэтому мне легко судить насколько хорошо удалось художнику передать внутренний характер и внешний облик писателя. Лучше написать его портрет невозможно. Это предел». 

Вскоре по просьбе Урманче, он приступает к созданию графического варианта, рисуя Ибрагимова с живописного портрета. Этот рисунок предназначался для печати. Оплечный портрет Ибрагимова, выполненный Беньковым в 1927 году и отпечатанный литографским способом в Казанском художественном техникуме, является первым и последним листом задуманной серии. Идея создания серии «Писатели Татарии» не нашла дальнейшего развития.

Вероятно, последней работой Н.И. Фешина в Казани был портрет его друга, с которым они учились в Казанской художественной школе, а позже преподавали там – П.П. Бенькова. Перед отъездом Фешина в Америку, понимая, что расстаются навсегда, они обменялись портретами. Таким образом, портрет Фешина кисти Бенькова попал в Америку, и сейчас его судьба неизвестна. А портрет Бенькова кисти Фешина при отъезде в Среднюю Азию был оставлен художником на хранение сестре – Софье Петровне Беньковой-Крайневой, которая в начале 1950-х годов передала работу дочери Бенькова – Наталье Павловне Беньковой. С 2001 года портрет находится в Третьяковской галерее. Это произведение экспонировалось на двух крупных выставках – персональной выставке П.Бенькова в 1961 году и в 2006 году в Казани на персональной выставке Н. Фешина. 

Первая выставка, посвященная творчеству Бенькова, прошла в Узбекистане в 1949 году. Выставка 1961 года являлась второй и была организована в Москве Союзом художников СССР, Дирекцией выставок.  В 1967 году Н. Никифоровым написана и издана монография о Бенькове, а в 1981 году в Ташкенте была опубликована книга М.Соколовой «П.П. Беньков. Переписка. Воспоминания», которая включает в себя воспоминания современников художника, его друзей и учеников. Автор составила первый и единственный каталог его произведений.

За годы пребывания Бенькова в Казани им был пройден большой творческий путь. Здесь он вырос в крупного художника с своеобразной, присущей только ему живописной манерой. Наиболее ярко Беньков проявил себя в этот период как портретист и пейзажист, стремясь к большой человечности, искренности, глубине содержания свои полотен, к выразительности и современности их художественного языка.

Использован материал из архива ГМИИ РТ;  книги: Никифоров Б. М. Павел Петрович Беньков. М.: Советский художник, 1967. -  118 с.; Беньков Павел Петрович, 1879-1949: [альбом] / Гос. Музей Востока [авт.-сост. М.Ю. Лещинская], 2009 – 180с.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: