Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Казань, Республика ТатарстанИстория развития художественного музея Республики Татарстан
Музей расположен в историческом центре Казани в одной из красивейших городских усадеб, памятнике архитектуры начала XX века, бывшей резиденции командующего Казанским военным округом генерала А.Г. Сандецкого.
Формирование коллекций музея имеет длительную, более чем вековую историю. Её основу составили коллекции Казанской научно-промышленной выставки 1890 г. и собрание произведений из коллекции археолога, нумизмата, библиофила Андрея Федоровича Лихачёва (1832-1890), представителя казанской ветви дворянского рода Лихачёвых, несколько поколений которых занимались коллекционированием. Одновременно с ростом коллекции, включающей доисторические древности, монеты, предметы этнографии, декоративно-прикладное искусство, оружие, древнерусскую мелкую пластику, живописные полотна, скульптуру, гравюры и рисунки, обширную библиотеку, А.Ф. Лихачев становился её исследователем и публикатором. Еще при жизни собирателя его собрания приобрели известность в научных кругах России и ряда зарубежных стран.
Благотворительные шаги его брата, вице-адмирала флота Ивана Федоровича Лихачёва, выделившего средства городу на приобретение коллекций у наследников, а также крупное денежное пожертвование благотворительницы Ольги Сергеевны Александровой-Гейнс послужили основанием для создания казанского Городского музея, открытого в 1895 году и разместившегося в реконструированных по проекту архитектора И.Н. Колмакова двадцати лавках обширного здания Гостиного двора, постройки начала XIX в. Имена благотворителей были увековечены на мраморных досках по сторонам от парадного входа в музей.
Около 40 тысяч предметов составили «Лихачёвский музей» в музее, в том числе - более 400 произведений живописи, 2500 листов графики, более 100 предметов древне-русского искусства, а также художественная бронза (около 100 предметов), фарфор и фаянс (около 400 предметов), стекло, эмали, изделия из серебра, камней, предметы китайского и японского декоративно-прикладного искусства, не считая обширных нумизматических, археологических, этнографических коллекций и библиотеки.
Согласно Уставу музея, Лихачевский отдел возглавили В.И. Заусайлов и К.А. Юшков, попечителями в разные годы были видные общественные деятели – Е.В. Адамюк, А.Д. Чернояров, А.Е. Пермяков, Н.М. Гутман, М.Н. Пинегин и другие, в том числе – представители рода Лихачёвых - Николай Петрович Лихачёв, Н.Н. Казин, сыновья коллекционера - Александр Андреевич и Федор Андреевич Лихачевы.
В общей сложности за 1890-е годы и в начале 1910-х в музей поступило около 350 различных произведений.
В 1919 году Городской научно-промышленный музей был преобразован в Казанский губернский музей. В музее «Лихачевский отдел» был расформирован, и все художественные коллекции выделены в самостоятельный отдел, который возглавил искусствовед и художник, знаток искусства казанского края Петр Максимилианович Дульский, кабинетом гравюр и библиотекой заведовал искусствовед Петр Евгеньевич Корнилов. Оба состояли членами Казанского подъотдела Всероссийской коллегии по делам музеев и охраны памятников искусства и старины при Татнаркомпросе и вели большую работу по регистрации и передаче в Музейный фонд Татнаркомпроса произведений искусства из многочисленных реквизированных собраний, упраздняемых учебных заведений, монастырей и церквей.
Численность художественной коллекции быстро возрастала, в музей поступили произведения из собрания Толстых, Молоствовых, Геркеных, Сазоновых. Л.В. Кекина, Е.Д. Мясникова, А.Ф. Мантеля, О.С. Александровой-Гейнс и др., уникальные произведения лицевого шитья и предметов культа из ризницы кафедрального Благовещенского собора, Спасского, Зилантова и Раифского монастырей. Начала складываться коллекция произведений современных казанских художников; коллекция произведений Н.И.Фешина стала самой крупной в стране.
В 1920 году, в связи с широко отмечаемым 25-летним юбилеем музея, преобразованного в Центральный музей Татарской АССР, Государственным музейным фондом в Казань было передано 132 произведения художников различных творческих направлений и художественных объединений конца XIX - начала XX веков: Союза русских художников, «Мира искусства», «Бубнового Валета», «Голубой розы», и другие произведения.
Позже от Наркомпроса РСФСР и Государственного музейного фонда были переданы произведения русского искусства середины - второй половины XIX в. Таким образом, были заложены основы систематизации древнерусской, русской и западноевропейской частей собрания, выделен отдел искусства местного края. Эта структура художественного отдела и поныне лежит в основе музея. Вместе с тем, в 1922 году в Казани начала работу научно-художественная комиссия по учету вещей, имеющих ценность на предмет их изъятия для последующей реализации за границей.
1920-е годы отмечены в истории художественного отдела не только собирательской работой, но и интенсивной выставочной и издательской деятельностью. Были организованы монографические выставки произведений ведущих художников Москвы и Ленинграда: Г.С.Верейского, Д.И.Митрохина, А.П.Остроумовой-Лебедевой, К.Ф.Юона, А.И.Кравченко, Е.С.Кругликовой, Н.Н. Купреянова, А.Д.Гончарова, Н.И.Пискарева, П.А. Шиллинговского, И.Ф.Рерберга, В.Д.Замирайло, К.А.Богаевского, С.И.Лобанова, И.Н.Павлова, а также местных художников – В.Э.Вильковиской, И.Н.Плещинского, Н.С.Сокольского. Оклад иконы "Явление Богоматери Сергию Радонежскому" 1812 год.
К составлению каталогов привлекались ведущие искусствоведы – Э.Ф.Голлербах, Ф.Ф.Нотгафт, Н.Г.Машковцев, П.Д.Эттингер и др. Изданные на высоком полиграфическом уровне на базе Полиграфшколы им. А.В.Луначарского в Казани, каталоги сохранили непреходящее научное значение и раритетный характер (именные и нумерованные экземпляры, иллюстрации, отпечатанные с авторских досок и т.п.).
«Выставка картин, выделенных Государственным музейным фондом Центральному музею ТАССР» (1927) и «Выставка новых поступлений художественного отдела Центрального музея ТАССР» (1929) зафиксировали итоги собирательской работы музея в 1920-е годы.
Музей становится ведущим центром развития искусствоведческой мысли в республике. Здесь издавался первый и единственный в те годы специализированный журнал «Казанский музейный вестник» (1920-1924, 17 выпусков) под редакцией П.М.Дульского. На его страницах печатались материалы по истории, теории и практике музейного дела ведущих специалистов в этих областях из музеев Казани, Москвы, Ленинграда, Ярославля, городов Сибири: Ю.А.Бахрушина, И.Э.Грабаря, Э.Ф.Голлербаха, С.Ф.Ольденбурга, М.Г.Худякова, Н.Н.Фирсова, Н.Ф.Катанова, П.М.Дульского, П.Е.Корнилова, Б.П.Денике, А.Н.Тришевского, В.П.Соколова. Б.И.Урманче иллюстрация к сказке Г. Тукая "Шурале".
Большое внимание на страницах журнала уделялось публикациям о памятниках старины и искусства.
Изучению музейных коллекций посвящены публикации П.М.Дульского: «Иностранные живописцы в Казанском музее» (1920), «Перов в собрании Казанского музея» (1921), «Русские мастера в Казанском музее» и др. Очерки о художественном наследии живописцев, графиков и архитекторов – А.И.Трапицыне, Д.И.Архангельском, А.Н.Раковиче, В.Г.Худякове. Р.А.Ступине, М.П.Коринфском опубликовал П.Е.Корнилов. Он же возглавил в 1927 г. оргкомитет по проведению 100-летнего юбилея И.И.Шишкина с целью превращения Казани в центр планомерного изучения наследия художника и создания его мемориального музея в доме Шишкиных в Елабуге.
В 1930-1940-е гг. в результате перераспределения коллекций крупнейших российских музеев – Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея - собрание картинной галереи Центрального музея ТАССР увеличилось более чем на 70 полотен крупнейших русских художников XVII - начала XX вв. и пополнилось коллекцией произведений живописи и скульптуры музея бывшей Казанской художественной школы. Музейное собрание пополнялось и из частных коллекций П.Е.Корнилова, В.В.Егерева, М.А.Густова. Все это позволило преобразовать художественный отдел в Картинную галерею Центрального музея ТАССР. Вместе с тем, в начале 1950-х гг., в ходе развернувшейся в стране идеологической борьбы с формализмом в искусстве, ряд произведений русского авангарда из собрания музея были списаны как не имеющие художественной ценности.
В 1952 г. хранителем галереи С.Ш.Ишмуратовой был издан первый каталог художественной галереи (переиздан в соавторстве с А.А.Мирлиным в 1956 году).
В 1958 г. на базе картинной галереи Государственного музея ТАССР был создан Государственный музей изобразительных искусств ТАССР. С 1967 г. он размещается в бывшей резиденции командующего Казанским военным округом А.Г.Сандецкого.
В 1971 г. музей первым среди музеев автономных республик Поволжья открыл постоянную экспозицию искусства Татарии, позже, в 1974 г. была открыта постоянная экспозиция отдела советского искусства, обе экспозиции носили комплексный характер (экспонировались живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и были построены по историко-хронологическому принципу.
В 1980-е гг. музей осуществил большую работу по организации филиалов – созданию мемориальной экспозиции Дома–музея И.И.Шишкина в г. Елабуге (1960), Картинной галереи в г. Набережные Челны (1980), Картинной галереи в г. Альметьевске (1987), экспозиции которых первоначально целиком состояли из музейных произведений, а также Свияжского архитектурно-художественного музея (1987).
Расширилась тематика выставок, организованных музеем на базе собственных фондов: «Искусство Татарии 1920-1930-х годов» (1990), «Музей открывает запасники» (1991), «Казань далекая и близкая» (1995), «Дары Императорской Академии художеств Казанской художественной школе» (2003) и многие другие.
Выставки «Древнерусское искусство XVI-XVIII веков. Реставрация. Новые поступления» (1989), «Русская икона нового времени XVIII-XIX веков» (1992), «Иконография Богоматери в древнерусском искусстве XVIII–XIX веков» (1997) знакомили зрителей с немногочисленной, но разнообразной и интересной частью музейного собрания. Начиная с 1958 г., музей организовал и провел несколько монографических выставок Н.И. Фешина, привлекая к участию в них произведения из музеев страны (1963, 1975-1976, 1981-1982, 1991-1992, 2006).
Музей превратился в крупный методический центр среди художественных музеев Средне-Волжского региона и Приуралья. На его базе проводились научно-практические конференции и методические совещания с участием музейных работников и искусствоведов региона.
Ныне коллекции музея насчитывают свыше 25 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Произведения из музейного собрания неоднократно экспонировались во многих музеях России, в том числе, в Государственной Третьяковской галерее и Русском музее, а также в музеях и галереях Германии, США, Италии, Японии, Норвегии, Австрии, Китая.
В ходе реализации комплексной программы "Россия" (Программа сотрудничества Русского музея с художественными музеями российских городов) на базе Музея открыт информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал» при Центре эстетического воспитания ГМИИРТ.
Структурными подразделением музея являются Национальная художественная галерея «Хазине», расположенная на территории Историко-художественного и архитектурного музея-заповедника «Казанский Кремль». Произведения из собрания музея экспонируются также в Доме-музее И.И. Шишкина в г. Елабуге, в картинных галереях городов Набережные Челны и Альметьевска.