Виртуальные филиалы

Информационно-образовательный центр "Русский музей: виртуальный филиал"

Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Казань, Республика Татарстан

Казанский Богородицкий монастырь сквозь века

3 июля в Государственнм музее изобразительных искусств Республики Татарстан открылась выставка "Чудотворный Казанский образ Богоматери. Казанский Богородицкий собор", приуроченная к празднованию явления Казанской иконы Пресвятой Богородицы (21 июля) и торжественной закладки памятного камня в основание возрождаемого собора Казанской иконы Божией Матери Богородицкого монастыря.

Казанский Богородицкий монастырь, с самого своего основания в 1579 году на месте обретения чудотворной иконы, был неотъемлемой частью городского пейзажа Казани, восхищая своей красотой жителей и гостей города. К сожалению, большая часть зданий монастыря не дошла до наших дней: древнейшие постройки были уничтожены временем, а более поздние храмы – рукой человека, во время погромов 1930-х годов. Только благодаря сохранившимся изображениям мы можем сегодня представить, как выглядел один из прекраснейших архитектурных памятников Казани.

В первой половине XIX века в России начинается расцвет искусства эстампа. В это время в Казани жили и творили русский живописец и график Василий Степанович Турин и английский путешественник Эдвард Турнерелли. В собрании Государственного музея изобразительных искусств в Казани хранятся литографии, на которых художники запечатлели собор, каким он представал взору в 30-е годы XIX века.

Василий Турин, учившийся в Петербургской Академии художеств, жил в Казани с 1802 по 1833 год, занимался религиозной живописью и преподаванием в Казанском Главном народном училище, а затем в собственной школе живописи и рисования. Он исполнил четыре альбома эстампов, два из которых были посвящены Казани. Наиболее известен поздний альбом из восьми литографий «Перспективные виды губернского города Казани, рисованные с натуры, литографированы и изданы В. Туриным», напечатанный в Москве в 1834 году. Впервые жители столицы, никогда не бывавшие в Казани и не имевшие о ней чёткого представления, могли познакомиться с её внешним обликом. Среди «перспективных видов» особенно примечателен «Монастырь Казанской Божией матери». Благодаря данному изображению мы имеем возможность увидеть внешний облик не существующих ныне зданий колокольни и соборного храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Также можно видеть полукруглую ограду к надвратной церкви Святой Софии, которая теперь застроена новой стеной по прямой линии. По словам крупнейшего казанского искусствоведа Петра Максимилиановича Дульского, прежняя полукруглая ограда, красиво замыкавшая ротондой надвратный вход монастыря, имела несомненную связь с общим генеральным планом всех монастырских строений, концентрически располагаясь по отношению к корпусам келий, находившихся за холодным храмом и по своему плану также разместившихся по полукругу. Ряд этих красиво расположенных построек в то время представлял довольно стильную картину, о которой мы имеем возможность судить по литографии Турина.

Летом 1837 года в Казань приезжает молодой английский художник и писатель Эдвард Турнерелли. Отважному путешественнику Турнерелли Казань, как и многим европейцам в те времена, представлялась диким краем. Прожив в Казани четыре года, Эдвард Турнерелли был изумлён интеллектуальной атмосферой и самобытной культурой города, где шатры православных соборов соседствуют с минаретами татарских мечетей, а золочёные купола Богородицкого монастыря – с окружающими его деревянными постройками. Своё необыкновенное пребывание в Казани Турнерелли запечатлел в литературных воспоминаниях, а также в альбоме литографий, которые издал в Лондоне в 1839 году. В викторианской Англии жанр путевых заметок был очень популярен, и лондонская интеллигенция с интересом узнала о необычном Российском городе.

Прогуливаясь вместе с читателем по улицам Казани и осматривая городские достопримечательности, Турнерелли передаёт и услышанные им народные предания и исторические факты. Вот что он сообщает, к примеру, о Богородицком монастыре:

Этот женский монастырь, в ограде которого располагается большое количество храмов и часовен (главная среди них – церковь Казанской Богоматери), обязан своим происхождением чудесному событию.

Вскоре после того, как пожар 1579 года поглотил дом стрельца Данила Онучина, его десятилетняя дочь Матрёна видела вещий сон: явившаяся ей святая Богородица приказала искать своё изображение среди пепелища. Девочка пыталась сообщить о видении городским властям, но безуспешно. Тогда она решила сама отыскать икону, столь дивным образом объявленную. И нашла её, закопанную на том месте, где стояла в их доме печь. Гражданские и церковные власти поспешили доложить о случившемся чуде царю Ивану; некоторое время спустя архиепископ Иеремия получил повеление воздвигнуть церковь, где и хранить чудотворную икону. Рядом был основан женский монастырь Казанской Божьей Матери, первой послушницей которого стала Матрёна Онучина.

Маленькая церковь у входа в обитель выстроена одним из предков господина Мусина-Пушкина, попечителя Казанского университета; здесь же похоронена одна из монахинь, родом из семьи его превосходительства. [Э.Турнерелли "Казань и её жители", том 1, стр. 232-233]

«Вид на Казанский Кремль со стороны улицы Подлужной» (1950-е) Андрея Николаевича Раковича (1815-1866), младшего современника В. Турина и Э. Турнерелли, написан, скорее всего, с высокого склона парка  Родионовского института, где он преподавал наряду с Казанским университетом. Акварель передает панорамный вид Казани, на котором узнается и силуэт Богородицкого монастыря. Эта небольшая композиция, где тонкие, изысканные линии передают силуэты старинных зданий, а мягкие и чистые тона акварели придают работе завершенность и колористическое богатство, представляет Казань  местом, где гармонично соединялись природа с человеческой средой – историческими строениями и обыкновенными домами.

Так, благодаря старинным изображениям, мы можем перенестись во времени и представить себе собор, каким он был почти двести лет назад. Фотографическая точность литографий Турнерелли и Турина восстанавливает подробности ушедшей эпохи, а акварельная зарисовка Раковича передаёт её настроение.

 

Статья подготовлена на материале книг Ольги Вербиной "Живописное путешествие по старой Казани" и Эдварда Турнерелли "Казань и её жители"


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: