Виртуальные филиалы

Информационно-образовательный центр "Русский музей: виртуальный филиал"

Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Казань, Республика Татарстан

Сююмбике – последняя царица Казанского ханства

С именем легендарной правительницы Казанского ханства неизменно связывают Башню Сююмбике, ставшую символом города Казани и всего татарского народа. Это эффектное сооружение находится на самом видном месте Кремлевского холма - древнего сакрального центра старой части Казани. Происхождение башни загадочно. Народ сложил о ней множество легенд, и почти все они так или иначе связаны с именем Сююмбике.

Сююмбике была дочерью ногайского мурзы Юнуса. В 1533 году ее привезли в Казань в качестве невесты казанского хана Джан-Али, бывшего до того Касимовским ханом и посаженного на казанский престол русским великим князем Василием III. Вскоре (одни источники говорят о 1533 годе, другие - о 1536) он был убит казанцами, восставшими против него. Сююмбике в том же году стала женой казанского царя Сафа-Гирея. "Казанский Летописец" характеризовал ее как исключительно красивую, культурную, начитанную женщину, собравшую большую библиотеку, умелого политика и дипломата. После смерти Сафа-Гирея в 1549 году она стала регентшей при малолетнем сыне Утямыш-Гирее. Но она правила лишь три года, да и номинально. Фактически всем управлял крымский вельможа - углан Кощак. Но в 1551 году он и еще несколько таких же активных сторонников независимости Казани были выданы Ивану IV, а вскоре наступила очередь и Сююмбике с Утямышем. В августе того же года ее вместе с сыном увезли в Москву. На двенадцати ладьях отправили и ханские сокровища. В 1552 году Сююмбике насильно выдали замуж за русского ставленника - хана Касимовского и Казанского Шах-Али (брата Джан-Али). До последних дней своей жизни она была вынуждена жить в Москве.

Светлый образ Сююмбике сохранился в памяти народа - до сих пор еще в народе живут легенды, увязывающие башню с её именем. Вкратце они сводятся к следующим сюжетам:

I. Башня построена царицей в память своего мужа Сафа-Гирея, умершего в 1549 году.

II. Башня сооружена Иваном Грозным за семь дней (семь ярусов) после взятия Казани в 1552 году как условие-просьба Сююмбике, которая якобы затем бросилась с седьмого яруса;

III. Башня - это минарет Хан-Джами, возведенной Сююмбике, или часть дворца казанских ханов, завершенного строительством при царице.

Все эти легендарные версии хотя и отражают определенные исторические факты, однако далеки от реальности. В настоящее время учёными предполагается, что на месте или рядом с более поздней башней находились важные для истории Казанского ханства и татарского народа сооружения, которые могли быть затем отождествлены с башней Сююмбике. Относительно даты постройки башни до сих пор ведутся споры: часть учёных датирует башню XVII-XVIII веками, некоторые относят строительство башни ко второй половине XVI века, другие — и вовсе к периоду Казанского ханства (то есть до 1552 года). Не существует исторических документов, описывающих строительство башни, так как основной архив Приказа Казанского дворца, где хранились все документы по управлению Казанью в XVI—XVII веках, сгорел во время пожара Москвы в 1701 году. Татарских документов периода Казанского ханства также не сохранилось, так как они были утеряны во время взятия Казани.

К версии возникновения башни в ханский период склонялся известный краевед, профессор Казанского императорского университета Н. П. Загоскин.

Исследователь начала ХХ века Н. А. Спасский полагал нижние ярусы башни постройками ханского периода, а остальную часть возведённой в XVIII веке во время превращения бывшей мечети Нур-Али в церковь. Однако, гипотезы о постройке башни ранее второй половины XVII века не подтверждаются древнейшими изображениями Казани, выполненными посещавшими её путешественниками.

Как бы то ни было, Башня прочно ассоциируется в народном сознании с образом легендарной Казанской царицы и приобрела символическое значение для татарской культуры.

26 августа 2016 в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан в канун 500-летия со дня рождения Казанской царицы Сююмбике открылась выставка "Художники Татарстана: образ Сююмбике – последней царицы Казанского ханства". Выставка впервые представляет легендарный образ Сююмбике в едином выставочном пространстве.

Образ Сююмбике – та тема, которая в эпоху как царской России, так и в советское время, была тесно переплетена с идеологией. Рубежным для истории татарского народа стал 1552 год, время крушения Казанского ханства, которое повлекло за собой на многие столетия и забвение духовных ценностей. Образ Сююмбике является наиболее известным и плодотворным и в плане его художественного воплощения – начиная с эпохи Средневековья до наших дней к нему обращались представители различных видов искусств. Существует ряд исторических текстов, посвящённых Сююмбике: от фольклорного памятника баита «Сююмбике» и русских исторических поэм (М. Херасков, Г. Державин) до современных романов Р. Батуллы (Сююмбике») и М. Хабибуллина («Сююмбике ханбика и Иван Грозный»). В изобразительном искусстве XVIII века образ Сююмбике представлен на картине «Семья царицы Сюмбике» неизвестного мастера Булгарии.

 В русском искусстве на волне интереса к российской истории, возникали полотна, посвященные страницам походов и завоеваний, ярким личностям некогда существовавших на территории России ханств и государств (В.Г. Худяков «Плененная царица Сююмбике, покидающая Казань», 1870, Ульяновский художественный музей). В 1920 – 30-е годы в казанском искусстве вновь возник интерес к национальной истории (И.И. Князьков «Въезд Ивана Грозного в Казанский кремль»).

 ХХ век диктовал иные ценности и приоритеты: вплоть до конца 1960-х годов в произведениях художников Татарстана национальная тема и национальная история были завуалированы на уровне этнографизма и типажа. Изображения башни Сююмбике – архитектурного символа Казани, городские пейзажи Касимова (последнего пристанища низвергнутой повелительницы) - находил свое место в живописных произведениях А.И. Трапицына, С.О. Лывина, В.В. Анютина, Р.А. Гилазова, Г.Л. Эйдинова.

В панораме исторической живописи Татарстана 1970 - 80-х годов появились новаторские для времени работы Ч. Ахмарова, Б.И. Урманче, И.К. Зарипова, А.И. Тумашева, К.А. Нафикова, Р.М. Вахитова. Для этих мастеров сама атмосфера пиетета перед историей стали определяющими в избрании своего пути в искусстве.

Открытие в мир ханской Казани через образ Сююмбике было сделано Баки Урманче в скульптурном портрете царицы (1978 г.), где он изображает только лицо героини. Из толщи метрового отрезка ствола липы появляется прекрасный облик царицы, оживленный дыханием мастера. Для воплощения своего замысла он обращается к довольно нетрадиционному для скульптуры материалу – дереву. Такой материал позволяет художнику применять различные приёмы обработки, даёт возможность передать сложную гамму чувств персонажа, изобразить сочетание нежности, хрупкости с глубокой скорбью и болью за судьбу своего народа. Эта работа вызывает эстетическое потрясение, оставляет ощущение щемящей грусти о судьбе героини и о трагичности ушедшей эпохи.

Для Баки Урманче этот образ имел особое значение: он стал результатом его многолетних творческих поисков, позволил поведать о наиболее драматичной странице истории татарского народа. Многозначность образа Сююмбике в данном произведении достигается пластическими средствами. Во-первых, это композиция: миловидное тонкое лицо Сююмбике неподвижно, немного склонено вперед, глаза полузакрыты – всё это выражает идею тайны и утраты свободы. Во-вторых, Урманче точно и совершенно передает мельчайшие детали: четко очерченное лицо, на котором отразились внутренние переживания героини.

Среднеазиатский Восток наложил отпечаток на искусство Р.М. Вахитова. Приемы художественной стилизации под архаику восточной миниатюры проявляются в плоскостности композиции, локальности и открытости цветовых пятен, отсутствии линии горизонта. Новый этап в осмыслении национальной темы наступает на рубеже 1980 – 90-х годов. Творчество Ф.Г. Халикова начинается с изучения древностей, татарской истории. Произведениям художника характерна достоверность, детальная разработка темы, а в стилистике он близок традициям русской исторической живописи (И. Репин, В. Суриков).

Современное обращение к образу Сююмбике устремлено сквозь призму условного, постмодернистского языка так называемого «мусульманского авангарда», абстракционизма, концептуализма, приемов примитива, эстетики искусства шамаиля. В этом ключе работают такие мастера, как Е.Г. Голубцов, Ш.М. Шайдуллин, Р.А. Кильдибеков, А.Р. Ильясова, Р.А. Кильдибеков, Ф.Р. Валиуллин, М.Ш. Хазиев, В.П. Аршинов, Р.Г. Шамсутдинов, Н. Наккаш, З. Бикташева.

На современном этапе осмыслением образа Сююмбике захвачен и молодой художник Булат Гильванов. Одной из центральных тем его творчества становится тема национальной истории и культуры. В своих работах художник раскрывает образы национальных героев, старается привлечь внимание современников к проблеме сохранения исторического наследия татарского народа. Созданные им художественные образы органично сочетаются с предметами археологических раскопок эпохи Волжской Булгарии: женские украшения, вооружение воинов, детали конской упряжи – все это автор воссоздает с научной достоверностью. Интересно, что образы героинь Гильванова не являются плодом его фантазии: он пишет их со своих современниц, отвечая на все упрёки, что «800 лет назад здесь жили такие же, как мы, люди, только эпоха им досталась более воинственная и мятежная. Образ Сююмбике привлекает не только своей восточной красотой и одухотворенностью, но и изысканными украшениями, историческим костюмом, которые художник, используя археологические материалы, постарался представить для зрителя в достоверном виде. Гильванов относит свое творчество к направлению этнофутуризм – стилю своременного искусства, направленного в будущее, на основе этнической культурной традиции.

Так, образ Сююмбике у названных художников выражает дух всего татарского народа, его национальную специфику. Баки Урманче выражает свои идеи через игру с формой и деталями. У Булата Гильванова образ Сююмбике осмыслен философски.

 

 

Использованные материалы:

Н.Х. Халитов «Башня Сююмбике в Казанском Кремле» // http://www.rusarch.ru/halitov1.htm

Г.И. Ахтямова и Е.А. Груздева «Образ Сююмбике в татарской живописи и скульптуре второй половины XX – начала XXI веков»


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: