Виртуальные филиалы

Информационно-образовательный центр "Русский музей: виртуальный филиал"

Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Казань, Республика Татарстан

145 лет со дня рождения Рериха Николая Константиновича

Осенью 2004 года в ГМИИ РТ прошла выставка картин Рериха «Симфония гор» из Международного центра-музея имени Н.К. Рериха в Москве. Она была посвящена 130-летию со дня рождения художника и 1000-летию Казани.

C 18 февраля по 3 апреля 2011 года в Национальной художественной галерее «Хазинэ» были выставлены работы Николая Константиновича Рериха и Святослава Николаевича Рериха «Весть Красоты. От России до Гималаев». Выставка стала совместным проектом Министерства культуры РТ, ГМИИ РТ, Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха (г. Москва), Казанского культурно-просветительского общества «Грани». Представленная на выставке серия «Гималаи» отражала маршрут знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции, осуществленной под руководством Рерихов в 1924-1928 годах. За эти годы экспедицией были пройдены малодоступные области Центральной Азии и Гималаев.

9 сентября 2014 года в ГМИИ  РТ открылась выставка «Николай Константинович Рерих (1874 — 1947)»  из собрания Государственного Русского музея, посвященная 140-летию со дня рождения художника. На выставке было представлено восемьдесят произведений из собрания Русского музея и два произведения из коллекции ГМИИ РТ.

Почему же именно Казань становится постоянной площадкой для встреч с творчеством  Николая Рериха?

Обратимся в фонды Музея изобразительных искусств, где хранятся три полотна художника. Два живописных произведения -  «Варяжское море» (1909) и «Мехески - лунный народ» (1915) - и небольшое графическое произведение «Царь» (1905).

«В основе сюжета картины “Мехески – лунный народ” – легенда о людях, прародиной которых является Луна. Когда-то, попав на землю, они оказались в горах Тибета. Ночь для них - время молитв: поднявшись на крыши временных строений, мехески обращают свои чаяния к далёкому небесному телу, ставшему для них недосягаемым божеством…

Эта работа была написана в 1915 году, в период, который в творчестве Н.К. Рериха принято определять как «русский». Однако и в русский период художник неоднократно обращался к Востоку к источнику тем и сюжетов. Как и во многих других произведениях художника, суть картины не в восточной тематике, а в стремлении объединить Человека и Вселенную. Это естественно для Н.К. Рериха, которому была близка философия пантеизма. В его размышлениях о прошлом, настоящем и будущем Человек всегда представал Гражданином Мира.

Основанное на легенде произведение лишено мистики. Изображённое художником воспринимается как реальность. Цветовая гамма убедительно воссоздаёт суровый горный ландшафт с архаичными строениями и беспредельность ночного неба. Лишённый блеска красочный слой, в котором художник соединил масло и темперу, насыщен всеми вариациями синего цвета, от бирюзового до иссиня-чёрного. Именно они, эти матово-приглушённые вариации, рождают впечатление таинственной глубины и притягательности небесного пространства, из которого пришли на землю древние люди-мехески.

До 1919 года картина «Мехески – лунный народ» украшала кабинет директора петербургского отделения газеты «Русское слово», юриста и журналиста, коллекционера и мецената Аркадия Вениаминовича Руманова, в течение многих лет дружившего с Н.К. Рерихом. О встречах с Румановым (в том числе и после эмиграции последнего в 1919 году) художник хранил самые душевные воспоминания. С частью национализированной коллекции А.В. Руманова «Мехески…» попали сначала в Русский музей, а затем, в 1930 году, были переданы в Казанский музей, пополнив собрание уже имевшихся в музее работ Н.К. Рериха.

Следующие две работы  «Варяжское море» и «Царь» также входили в частную коллекцию. Они принадлежали казанцу Александру Фердинандовичу Мантелю, художественному критику, литератору, издателю, коллекционеру. В 1910 году А.Ф. Мантель организовал в Казани выставку художников объединения «Мир искусства». На этой выставке были представлены и работы Н.К. Рериха. Также в 1912 году он издает первую монографию, посвященную Н.К. Рериху. В своей статье издатель подробно раскрывает жизненный и творческий путь Н.К.Рериха, касаясь его  увлечений  изобразительным  искусством,  археологией, литературой. Большую часть занимает впервые публикуемая статья самого Н.К.Рериха «Радость  искусству»,  декларирующая  «декоративность  как  единственный  путь  и  начало  настоящего искусства». Стремясь создать «более цельный облик художника», А.Ф.Мантель помещает в книгу также тексты из «записных листков Рериха», в которых нашли отражение главные источники его вдохновения – древнерусская и индийская культура.

Работа «Варяжское море», написанная в 1909 году, выполнена в той лаконичной манере, которая заставляет вспомнить, что в это время Рерих много и удачно работал в области театральной декорации. Композиция этого произведения решена по законам сценического пространства: все действие сосредоточено на первом плане, фигуры его участников и детали архитектурной среды образуют подобие фриза в нижней части холста и четкими силуэтами выделяются на фоне неба и вереницы кораблей.

Смысл произведения символичен. Изображая сцену вручения единственной дочери приплывшему из-за моря жениху-чужестранцу, художник представляет Варяжское море местом единения и родства людей.

Интересно, что художник работал в основном темперой, дававшей характерную матовую поверхность, приглушённость фактуры письма, достигая тем самым ещё большей символичности звучания образов. Обе живописные картины участвовали в выставках «Мира искусства». Отметим также, что в дальнейшем тема произведения «Мехески – лунный народ» использовалась художником при исполнении автолитографий. 

Не менее символичен и «Царь» (1905), хранящийся в отделе графики музея. Вся поверхность небольшого по размерам листа бумаги заполнена фигурами людей – подданные окружили тихого седого старца, голова которого увенчана царской короной. И потому венец на его голове, и потому он царь, что мудростью своей притягивает к себе людей, объединяет их.

Линейное узорочье, на котором основан изобразительный язык этого произведения, корнями уходит в народное искусство, в русский фольклор, к которому так восприимчив был Н.К. Рерих.

Это произведение было предназначено для обложки символистского журнала «Весы» (1905, N8), где особенно приветствовалась декоративно-­орнаментальная  графика.  У  Н.К.Рериха здесь сюжет, связанный с его излюбленной темой Древней Руси,  почти переходит в орнамент, соответствуя задаче рисунка служить украшением обложки. Используя орнамент как принцип изображения, художник с его помощью передаёт также и своё ощущение архаики, царской Руси, словно призывая «вспомнить о первобытной древности», смотря на узоры прошлого.

Художественное творчество Николая Рериха в полной мере отражает его мировоззрение. Пожалуй, он в целом оставался верен одной теме - история человечества и окружающая его природа. Он воплощал давние или вневременные события, как страницы некоей книги своей памяти, где правда и вымысел переплетаются, рождая таинственные, не похожие на реальность изображения.

 

Использованные материалы:
Петрова Е. Вступление. – Николай Рерих / Альманах Вып.406 Спб: Palace Editions, 2014
Рамазанова Г.А. Свет таланта. – Перед восходом. Изд. Сибирского Рериховского о-ва, 1998,  №8, с.12-13
Улемнова О.Л. Александр Мантель – «бескорыстный пропагандист чистого искусства» - «Мир искусства». Живопись. Рисунок. Гравюра. Скульптура. Издания. К 115-летию объединения. Каталог выставки. –  Казань: Заман, 2013.
Лобашёва И.Ф.Под грифом «Мира искусства» Живописные произведения представителей  объединения в собрании ГМИИ РТ - «Мир искусства». Живопись. Рисунок. Гравюра. Скульптура. Издания. К 115-летию объединения. Каталог выставки. –  Казань: Заман, 2013.

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: