Виртуальные филиалы

Информационно-образовательный центр "Русский музей: виртуальный филиал"

Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Казань, Республика Татарстан

Перов в собрании ГМИИ РТ

В январе 1834 года по старому стилю родился русский живописец Василий Григорьевич Перов. Его произведения хранятся в крупнейших музеях страны, в том числе в Русском музее и Третьяковской галерее. В Музее изобразительных искусств Республики Татарстан хранится две работы Перова - эскиз к неоконченной картине «Продавец песенников в Париже» («Уличный увеселитель») и эскиз неосуществлённой картины «Радости зимы» («Играющие мальчики»)- созданные художником во время его путешествия по Европе. Эти малоизвестные работы поступили в фонд музея из собрания А. Ф. Лихачёва, который в свою очередь приобрёл их у Л. Л. Каменева. В 1921 году эскизы Перова привлекли внимание казанского искусствоведа П. М. Дульского. Его статья «Перов в собрании Казанского музея», впервые опубликованная в «Казанском музейном вестнике», представляет исследование малоизученного периода творчества Перова.

<...> Этот период творче­ства В. Г. Перова почти совсем не исследован и если в трудах, посвященных художнику, отмечается, то только как неудачный эпизод его заграничных художественных исканий. На наш же взгляд заграничный период деятельности В. Перова может  быть отнесен к интересным опытам его творчества. Перов за это время дал немало оригинальных, хотя и не законченных работ, совершенно необычного «Перовского» типа, дал ряд интересных сцен из уличной жизни Парижа.

Заграничная командировка В. Г. Перова длилась с зимы 1862 года до осени 1864 года. Побывал он за это время в Берлине, Дрездене, поработал в Париже, имея даже свою мастерскую, наконец закончил он свое путешествие пребыванием в Италии, оставаясь там в течение двух последних месяцев командировки. За весь этот заграничный период деятельности В. Перовым было написано довольно значительное количество работ в виде эскизов, этюдов, неоконченных картин, исполненных акварелью, карандашом, углем и другими материалами.

За границей интересовался В. Г. Перов сюжетами бытового характера, уличными сценами, цирковыми мотивами и народными типами. К кипучей столичной жизни Парижа В. Перов относился с любопытством, но как русский провинциал он, конечно, не мог охватить размаха всей суеты и шума большого мирового города. По приезде в Париж он около четырех месяцев занимался исключительно только тем, что наблюдал и изучал жизнь рынков, площадей с даровыми спектаклями и масками нищеты суетливой улицы. Своими наблюдениями В. Перов, в конце концов, был доволен, и делясь впечатлениями с правлением Академии, он ей писал: Я ознакомился с народом и даже немного с его образом жизни и ха­рактером и из виденных мною сцен сделал следующие эскизы: Внутренность балагана на гулянье во время представления — эскиз величиною более аршина и очень сложный, «Похороны в бедном квартале», «Мелкий торгаш» и «Нищие на Итальянском бульваре». В другом своем письме он пишет о Париже: «Я сделал несколько эскизов, сцены на каждом шагу занимательны по разнообразию». Все это нам говорит, что В. Перов хотя и не был вполне доволен своими заграничными работами, но он много наблюдал, изучал, писал и рисовал, и даже не безрезультатно: и неправ Александр Бенуа, описывая пребывание В. Перова за границей, замечая, что Перов ничего не любил и «не понимал» во французской жизни.

Интересовало за границей Перова то, что увлекало и дру­гих многих мастеров, но заграничные работы В. Перова тем и интересны, что они очень своеобразны по содержанию и в то же время совсем необычны для него по технике, отчасти напоминаю­щей манеру работ О. Домье (1803—1879). Почти во всех моногра­фиях о В. Перове упоминается о том, что он в Париже изучал Мессонье, но как раз в его работах это мало чувствуется, и мы думаем, что Мессонье на русского художника влияния не оказал.

При описании работ В. Перова из собрания Казанского Цент­рального Музея мы прежде всего должны остановиться на его нео­конченной картине «Народный увеселитель», изображающей уличную сценку на окраине большого города.  Центральное место в картине отведено увеселителю, взобравшемуся на стул; оратор с увлечением о чём-то горячо беседует с собравшейся вокруг него толпой любопытных. Оратор одет в темно-коричневый костюм, в левой руке он держит книгу, через плечо у него сумка, наполненная книгами, перед ним открыт сундук, у крышки которого установлены два лампиона со свечами. Толпа зрителей разместилась в следующем порядке: напротив оратора внимательно его слушают два пожилых мужчины, один в серой блузе, другой же, хромой, в синем кафтане. За ними стоят две женщины, и одна настолько заинтересовалась «увеселителем», что приподнялась на цыпочки, - она одета в светло-жёлтое платье, её же соседка одета в платье красноватого оттенка. За ними, вдали, еле видна фигура женщины с тачкой. Правая сторона картины изображает несколько столпившихся фигур вокруг увеселителя. Ближе всех к нему стоит молодой человек, слегка облокотившийся на спинку стула, он в жёлтом жилете и сине-серых брюках, такого же цвета его пиджак висит на спинке стула. Самый первый план картины изображает девушку с ребёнком, который тянется по земле к близ лежащей собаке, девушка удерживает ребёнка за рубашки, сама же всецело увлеклась баснями оратора.

По своему колориту эта работа исполнена в довольно однообразной гамме тонов, написана же она жидкой масляной краской, местами почти не тронувшей холст; на первом плане собака и ребёнок исполнены чуть ли не одними контурами. По своей технике эта работа имеет большое сходство с расцвеченным наброском Перова «Балаган в Париже», находящимся в Третьяковской галерее. за № 413. Акварель изображает внутреннее помещение народ­ного цирка: в центре на трапеции   проделывает  свои упражнения гимнаст, внизу по циркулю, на деревянных скамейках, размести­лась толпа, за загородкой на возвышенности сидят несколько му­зыкантов. По своим краскам набросок исполнен в желто-коричне­вом тоне, близко напоминающем нежный тон сепии. Выделяется по краскам фигура сержанта в зеленой куртке, красном кепи и крас­ных шароварах. Колорит в работах «Народный увеселитель» и «Ба­лаган в Париже» почти один и тот же; кроме того, эти работы имеют еще некоторые общие технические особенности, как например, свойство оставлять в резком рисунке контура, прописывать сплош­ными темными тонами глазные впадины, брать силуэтом второй план, и эти отличительные приемы техники и манеры В. Перова наблюдаются почти во всех его работах, исполненных вовремя его заграничной командировки.

Формуляр картины «Народный увеселитель» очень неточен и нам только известно, что она была приобретена в Казанский музей вместе со всей Лихачёвской картинной галереей в 1896 году. К Андрею Фёдоровичу Лихачёву же картина, вероятно, поступила от художника Льва Каменева, с которым Лихачёв был дружен. Каменеву картина была подарена самим Перовым, который на обратной стороне картины, на раме, свинцовым карандашем сделал надпись: «Льву Каменеву от Перова».

<...> Для полноты описания лучших произведений Перова из собрания Казанского музея нам необходимо упомянуть одну его интересную работу маслом, это «Играющие мальчики», которая точно не может быть датирована, но безусловно исполнена уже в тот период деятельности Перова, когда он работал в России.

Картина эта изображает группу мальчишек, катающихся на льду. Пять ребят, взявшись за руки, бегут и тащат по льду присевшего на корточки своего приятеля, сзади его подталкивает ещё один товарищ. Впереди группы плетётся малыш, он представляет довольно комичную фигуру, будучи одет в пиджак с чужого плеча, на голове у него громадная шапка, перевязанная ещё каким-то шарфом. Сельский пейзаж служит фоном всей этой жизнерадостной сценке. По краскам картина довольно однотонна, пейзаж в сером колорите, мальчишки же очень легко прописаны в коричневыми тонами. Самое интересное во всей вещи – это удавшееся художнику движение: бегущие мальчишки переданы очень живо. На картине с левой стороны имеется надпись: «Фёдору Васильевичу Васильеву от Перова».

Перечисленные работы Перова не могут быть, конечно, отнесены к его характерным произведениям, но для полного освещения творчества мастера они являются весьма ценными документами, в особенности те, которые Перовым выполнялись за границей. В нашу задачу как раз входило отметить малоизвестные работы Перова, имеющиеся в Казанском музее, и этим помочь всем тем, кто в дальнейшем будет заниматься исследованием творчества В. Г. Перова.

П. Дульский

29 января 1921 г.

 

Дульский П. М. Перов в собрании Казанского музея. – Казанский музейный вестник. -  1921. - № 3 – 6. - с. 130 – 134.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: