Центральная районная библиотека им. В.Г. Белинского
Санкт-ПетербургКалининскому району – 80 лет! Памятники архитектуры Калининского района
ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА
ПОСТРОЙКИ XVIII ВЕКА
Загородная усадьба А.А. Безбородко (Свердловская набережная, 40, архитекторы В.И.Баженов, Д. Кваренги, 1773 – 1784)
Загородная усадьба А.А .Безбородко отличается своеобразием внешнего облика и в тоже время по плановому решению типична для русского усадебного зодчества. Центральный корпус с башнями построен в 1773-1774 годах, проект здания принадлежит В.И.Баженову. Боковые флигели и галереи, связавшие их с главным корпусом, сооружены Д. Кваренги в 1783-1784 годах, частично переделавшим и фасад главного здания. Во второй половине XIX века открытые коллонады галереи были приспособлены под жилые помещения, а над ними возведен второй этаж. С севера к усадебному дому примыкал обширный пейзажный парк, украшенный павильонами, построенными Кваренги. В середине XIX столетия парк на даче Безбородко был одним из излюбленных мест загородных гуляний.
Первый владелец дачи – Александр Андреевич Безбородко – государственный деятель, дипломат, один из самых влиятельных людей последней четверти XVIII века – был отмечен за труды во благо Отечества многочисленными наградами. При этом слыл приветливым и радушным хозяином, любителем маскарадов и разных увеселений. Всем известно пристрастие петербуржцев к статуям львов, но даже примерно назвать количество этих произведений искусства является затруднительным. Однако самое большое скопление этих зверей именно у дачи Безбородко. Флигели особняка связаны друг с другом оригинальной оградой, отделяющей палисадник от набережной (середина XIX века). Её создателем мог быть Николай Александрович Львов. Ограда представляет собой скульптуры двадцати девяти одинаковых львов, держащих в зубах чугунные цепи. Все львы сидят на квадратных пьедесталах, под которыми расположен фундамент из пудожского камня. В Петербурге много скульптур львов, но в основном это сторожевые львы, держащие лапу на шаре. В таком большом количестве львы находятся только здесь. За львами, перед домом, стоит обычная ограда.
В 1896 г. здание и часть парка перешли в собственность Общества Красного Креста; при Советской власти здесь расположился противотуберкулезный диспансер, который существует и по сей день. Здание является архитектурным памятником и находится под охраной государства.
Дача Дурново (Свердловская набережная, 22, архитекторы Н.А.Львов(возможно), А.А.Михайлов,П.Скотти , 1785 – 1786.)
Дурново – старинный дворянский род. Василий Юрьевич Толстой (в VII колене) стал родоначальником их фамилии. Дед, Николай Дмитриевич, при Екатерине II был генерал-кригс-комиссаром и сенатором. Отец, Дмитрий Николаевич, обер-гофмейстер, был женат на Марии Никитичне Демидовой. Дочь и четверо его сыновей умерли в детстве, старший сын – Николай Дмитриевич – флигель-адъютант и генерл-майор, был убит под Варной. Павел Дмитриевич Дурново остался единственным наследником значительного состояния, в том числе каменного дома в Петербурге на Английской набережной и дачи «с разными строениями» на Выборгской стороне. Дача Дурново является примером классицизма в архитектуре. Построенная в 1785-1786 г.г , первоначально представляла собой прямоугольное в плане одноэтажное здание с повышенной центральной частью, включавшее двусветный зал. В 1813 – 1814 г.г. к дому был пристроен 10-колонный портик ионического ордера с балконом, придавший зданию особую парадность. В интерьерах сохранились росписи и лепные карнизы 1820-х годов.
До февраля 1917 г. дача принадлежала члену Государственного совета генерал-адъютанту П.П.Дурново. После Февральской революции здесь разместились правление профсоюзов Выборгского района, профсоюз булочников, комиссариат рабочей милиции 2-го Выборгского подрайона, Совет Петроградской народной милиции, рабочий клуб «Просвет», Петроградская федерация коммунистов-анархистов, организация эсеров-максималистов. Попытка выселить анархистов в июне 1917 года обернулась массовым возмущением и забастовкой рабочих почти 30 заводов Выборгской стороны. Но своего Петросовет добился с помощью казаков. В историю событие вошло как конфликт из-за дачи Дурново.
В советское время дачу Дурново занимали клуб и музей объединения «Ленинградский Металлический завод», которые перестраивали её по своему усмотрению. В постсоветский период памятник архитектуры пришёл в полный упадок и едва не погиб. В 1996 году была демонтирована ограда, а в результате пожара 1998 года утрачены знаменитый фронтон и второй этаж здания. Сейчас пепелище находится в пользовании ЗАО «Неохим».
В марте 2014 года в усадьбе были начаты реставрационные работы. В 2015 г. здание было разобрано, согласно информационному щиту, работы по воссозданию должны были завершиться в мае 2016 года. До 2018 г., нужно провести благоустройство территории - прежде здесь был парк, славившийся соловьями, но большая его часть ныне застроена промышленными корпусами.
ПОСТРОЙКИ XIХ ВЕКА
Финляндский вокзал (старое здание) (пл. Ленина, 6, архитектор П.С. Купинский, 1870 г .)
Пассажирское здание Финляндского вокзала было воздвигнуто по проекту архитектора П.С. Купинского. 13 февраля 1870 г. Финляндский вокзал был торжественно введен в действие . В 1862-1870 годах была проложена Финляндская железная дорога. По контракту она после сдачи в эксплуатацию стала принадлежать Финляндии, поэтому на железной дороге вплоть до 1917 г. работали только финны.
Первое здание Финляндского вокзала было одноэтажным, с двумя двухэтажными павильонами. Располагалось оно севернее Симбирской улицы (ныне ул. Комсомола) . Главный вход был со стороны западного фасада, в сторону вновь проложенного Финского пер., там же находился вход в павильон для членов императорской семьи. Со стороны главного входа сформировалась небольшая привокзальная площадь. Железнодорожные пути подходили к берегу Невы, где располагалась товарная станция. На месте, где ныне аллеи и газоны, стояли склады, штабеля шпал, деревянные постройки.
Внутренней отделкой здания вокзала занимались финские архитекторы: В. Вестлинг и П.Дегенер.
Оформление было очень скромным, даже невзрачным, но залы для пассажиров и багажные отделения, несмотря на свои небольшие размеры, оказались очень удобными. В 1926 г. перед зданием вокзала напротив входа в кассовый павильон был поставлен знаменитый памятник "Ленин на броневике. При реконструкции 1950-х гг. центральный ризалит старого вокзала включен в один из корпусов нового здания.
Тюрьма «Кресты» (Арсенальная наб., 7, архитектор А.О.Томишко,1884-1892 г г .)
Существующая в настоящее время тюрьма была построена в кирпичном стиле в 1884–1892 гг. по проекту архитектора А.О.Томишко . Её комплекс включал два пятиэтажных крестообразных в плане корпуса ( их форма определила название тюрьмы), в которых было 960 камер, рассчитанных на 1150 человек. А.О.Томишко своим архитектурным замыслом решил донести до народных масс идею о неразделимости отбывания наказания и духовного покаяния. По его мнению, нахождение в заключении приводит оступившегося к осознанию своей вины и направляет его помыслы на праведный путь, с верой в сердце. В месте пересечения креста стоит круглая тюремная башня, словно символизируя нерушимость этих высоких стен. В продолжение начатого архитектором обращения к духовной составляющей, силами частных пожертвований в одном из корпусов на верхнем этаже была воздвигнута пятиглавая церковь Святого Александра Невского.
В «Крестах» содержались уголовные преступники, а также политические, приговорённые к одиночному заключению. В числе наиболее известных узников первой поры были народовольцы В.И.Браудо, А.А.Ергин, М.С.Ольминский . Эта старая тюрьма имеет давнюю историю, описана в книгах, показана в кинофильмах и овеяна легендами. Кто только тут не сидел при всех режимах, существовавших в России в последние 130 лет.
В 1920 году «Кресты» из одиночной тюрьмы были преобразованы во 2-й лагерь принудительных работ особого назначения и из комиссариата юстиции были переданы в ведение отдела Управления Исполкома Петросовета. Во время Большого террора 1937-38 годов «Кресты» были переполнены лицами, обвинёнными в контрреволюционных преступлениях. В каждой камере одиночного содержания площадью 7 м² размещалось 15—17 человек. В эти годы в «Крестах» находились в заключении видные представители отечественной науки и культуры: поэт Николай Заболоцкий, будущий историк Лев Гумилев, актёр Георгий Жженов, будущий маршал Константин Рокоссовский и многие другие.
В годы блокады Ленинграда тюрьма погрузилась во мрак, холод и голод. Кучка сотрудников (стариков и женщин) находились на казарменном положении. Они организовали охрану и оборону тюрьмы. Против ворот Входного флигеля, на набережной Невы, возвели дзот. Тюрьма подвергалась постоянному обстрелу противником, поэтому оказались повреждёнными ряд тюремных зданий и сооружений. В послевоенный период была произведена замена всех инженерных сооружений и коммуникаций, капремонт помещений, причем за счет внебюджетных средств, полученных от созданной в Крестах картонажной фабрики.
В XXI веке в тюремной церкви на свои места установлены престол и иконостас, восстановлены регулярные богослужения. В январе 2004 года купола храма вновь обрели утраченные некогда кресты.
В настоящее время тут расположен Петербургский следственный изолятор, один из наиболее известных и крупных в России. Официальное название - Федеральное казённое учреждение «Следственный изолятор № 1» (Учреждение ИЗ 47/1) УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Здание Михайловской артиллерийской академии (ул. Комсомола, 22, архитекторы А.Е. Штауберг, А.Я.Фарафонтьев, В.И.Серков, И.Д. Черник, начало XIX в.)
В 20-х годах XIX века на Выборгской стороне по указу императора Александра I строятся специальные корпуса для размещения Михайловского артиллерийского училища и Михайловской артиллерийской академии. Территория, отведённая артиллеристам, была окружена глухим каменным забором и доходила тогда до Невы. В разные года в стенах училища занимались П.Л.Лавров, С. М. Степняк-Кравчинский, военный летчик П.И. Нестеров, здесь преподавали химию знаменитый Д.И.Менделеев, а математику известный русский ученый, академик П.Л. Чебышев.
Здание академии много раз перестраивалось до начала XX века, наконец в 1952-1954 г.г. было окончательно реконструировано архитектором М.Е. Русаковым и обрело свой законченный облик, став важным элементом ансамбля площади Ленина.
Собственно Академия была создана в 1855 г. на базе офицерских курсов Михайловского артиллерийского училища. Учебное заведение много раз переименовывали. Свое прежнее название оно обрело в 2004 году. В настоящее время Михайловская академия является одним из старейших военных вузов России. Она готовит военных специалистов по программам среднего и высшего профессионального образования. Это единственный в стране вуз, осуществляющий подготовку специалистов для артиллерии сухопутных войск, а также ракетных, воздушно-десентных войск, морской пехоты, ФСБ и внутренних войск МВД. В Академии имеется 4 факультета: - артиллерии; - артиллерии ВДВ и морской пехоты; - артиллерийской разведки и автоматизированных систем управления; - ракетных и реактивных систем залпового огня. Учебное заведение ведет подготовку только по очной форме обучения и только на бюджетной основе.
Дача Бенуа (Лесная молочная ферма) (перекресток Тихорецкого пр. и пр. Науки, архитектор-строитель Ю.Ю. Бенуа, конец 1890-х г.г..)
Комплекс дачи Бенуа был возведен на рубеже XIX-XX столетий по собственному проекту архитектора Юлия Бенуа – мастера эклектики и модерна, специалиста по сооружению утилитарных построек высокого архитектурно-художественного уровня. Кроме загородного особняка, в обширном саду появилась молочная ферма со службами, силосная башня, пруды. В советское время территория была отдана совхозу «Лесное», который продолжил использовать коровник по назначению. Сельхозпроизводитель покинул сад лишь в конце 1960-х, когда стал очевиден процесс превращения окрестностей в полноценный городской район.
В 1980-х дача Бенуа стала художественной школой, а уже в 2000-м году погибла в результате пожара. Строения фермы обветшали и были заброшены. С середины 2000-х годов предлагались различные проекты модернизации территории. Однако, реализована была идея создания «Культурного пространства севера Петербурга» - строения в саду были проданы инвестиционной группе «БестЪ», которая и начала возрождение ансамбля. В отреставрированную двухэтажку въехал «штаб» проекта. Следующим открыл двери ресторан в бывшем коровнике «Ферма Бенуа», а финалом проекта станет открытие детского центра в здании воссозданной из современных материалов дачи. В будущем вдохновители проекта рассчитывают на помощь Смольного в дальнейшей реконструкции и самого сада Бенуа.
Судьба силосной башни, входившей в ансамбль фермы, пока неясна, т.к. она не относится к проекту «Беста». Её купило некое физическое лицо на торгах, где башню выставляли на продажу под культурный центр. Никаких видимых действий покупатель пока не предпринимает.
ПОСТРОЙКИ XХ ВЕКА
Народный дом-библиотека Э. Л. Нобеля (Лесной пр., 19, архитектор Р.Ф. Мельцер, 1897-1902г г .
Здание возведено на средства Э.Л. Нобеля, владельца завода «Людвиг Нобель», племянника Альфреда Нобеля.
Двухэтажное здание состоит из двух асимметричных корпусов. В главных фасадах обоих корпусов выделяются боковые ризалиты с парадными входами под металлическими навесами-зонтиками с изящными кронштейнами. Оконные наличники красного цвета придают нарядность гладкооштукатуренному желтому зданию.
В Народном доме размещалась библиотека, комнаты кружков, бильярдная, на первом этаже – большой зал для вечеров и собраний, на втором – лекционный зал, используемый также для игры в теннис.
Народный дом – одно из первых культурно-просветительских учреждений для трудящихся, которые появились в России на исходе XIX века. С его началось строительство подобных зданий в Петербурге. Здесь читались научно-популярные лекции, бывали многие известные деятели науки и культуры.
В годы Первой мировой войны на средства семьи Нобелей в Народном доме был открыт лазарет на 150 пациентов.
После Октябрьской революции здесь размещался Дом коммунистического просвещения молодежи им. Г.В.Плеханова, в начале 30х г.г. – Детский дом культуры, а в послевоенные годы – Дом пионеров и школьников Калининского района.
В 1995 г. здание приватизировал Сбербанк РФ. Тогда же начались работы по воссозданию исторического облика памятника и его адаптации для нужд банка. Реставрация Народного дома Э.Л.Нобеля была завершена летом 1998 г. В настоящее время здесь находится Калининское отделение Северо-Западного банка Сбербанка России.
Особняк Э. Л. Нобеля (М.Л.Олейниковой) (Лесной пр., 21, архитекторы:1902-1904 – Р.Ф. Мельцер, Э.Ф. Мельцер; 19010 – Ф.И. Лидваль)
Каменное светлое трехэтажное здание представляет собой вытянутую по горизонтали свободную асимметричную объемно-пространственную композицию.В создании образа большую роль играют различные по величине и конфигурации окна, штукатурка разных фактур в сочетании с тесанным и грубоколотым камнем в обработке цоколя. Со стороны проспекта особняк объединен с Народным домом изящной металлической оградой на гранитном цоколе, сооруженной в 1904 г. по проекту Р.Ф.Мельцера. Особняк Э. Нобеля – наглядный пример стиля модерн.
В 1905 г. Марта Людвиговна Нобель вышла замуж за русского военного врача Георгия Олейникова. В связи с этим в 1910 г. Эммануэль Нобель расширил свой особняк для проживания сестры с семьей.
После Октябрьской революции с 1918 г. холостяк Э. Нобель до самой смерти проживал в Стокгольме у сестры Марты и зятя Георгия.
В настоящее время в здании расположен Северо - Западный банк Сбербанка России – Калининское отделение № 2004.
Здание Санкт-Петербургского Политехнического университета им. Петра Великого (Политехническая ул. 29, архитектор: Э.Ф.Виррих, 1900-1902 г.г.)
19 января 1899 года Императором Николаем II был подписал Указ об основании в Санкт-Петербурге Политехнического института. Директором института был назначен князь А. И. Гагарин, один из лучших специалистов России в области прикладной механики. Князь Гагарин возглавил и работу Особой строительной комиссии, созданной 23 февраля 1899 года и работавшей над созданием проекта комплекса зданий будущего высшего учебного заведения. Из нескольких проектов был принят проект архитектора Э. Ф. Вирриха. Весной 1900 года А. Г. Гагарин и Э. Ф. Виррих совершили зарубежную поездку для изучения опыта ведущих европейских технических школ. К созданию института были привлечены ведущие деятели русской технической мысли. Грандиозное строительство началось на окраине Петербурга у деревни Сосновка 18 июня 1900 года с торжественной закладки сразу нескольких зданий: главного здания Политехнического института, химического и механического павильонов, первого и второго общежитий. В дальнейшем здесь были построены амбулаторная, котельная, водонапорная башня, действовавшая до 1953 года, и два четырёхэтажных дома для профессоров и преподавателей. Комплекс зданий должен был образовать автономный университетский городок.
Строительство главного здания в стиле неоклассицизма и химического корпуса было завершено к 1902 году. 1 октября того же года было совершено торжественное открытие института после молебна, совершенного в актовом зале.
Главное здание Политехнического университета во многом повторяет черты здания высшей технической школы Берлина, которое Виррих избрал за образец. Над оформлением интерьеров работал акварелист Альберт Бенуа. Он же исполнял эскизы для росписи плафонов. Но основная часть интерьеров главного здания создана Виррихом. Строгое сдержанное оформление просторного вестибюля подчеркивает торжественный марш ступеней парадной лестницы из черного террацио. На уровне средней площадки лестница расходится на два крыла, ведущие на второй этаж. С особенной торжественностью оформлен интерьер центрального Белого зала, который представляет собой парадное двусветное помещение, украшенное арочными окнами и окнами-люкарнами. Интересны также по оформлению зал Ученого Совета и читальный зал библиотеки в стиле модерн, декорированный элементами храмовой архитектуры, так как здесь предполагалось первоначально создание домовой церкви института. Интерьеры кабинета первого ректора князя А.Г.Гагарина, кабинета М.А.Шателена, зала заседаний Учёного Совета, кафедры высшей математики состоят на учете государственной инспекции по охране памятников. На втором этаже Главного здания по всему широкому коридору размещается галерея портретов ученых-политехников, выполненных художниками П. Королевым и В. Дроздовым. В состав комплекса института входит и Гидробашня, построенная в 1905 году. В 1910 году институт стал именоваться Политехническим институтом Петра Великого .
В 1913 году при институте по проекту архитектора И. В. Падлевского была построена церковь в древнерусском стиле, освященная в честь праздника Покрова Божией Матери. В почти неизмененном виде церковь сохранилась до наших дней и была возвращена верующим в 1992 году. Сейчас в ней совершаются богослужения. Церковь является объектом истории и культуры, состоящим под охраной государств.
И в Первую Мировую, и в Великую Отечественную войну в зданиях института располагались военные госпитали, а в его мастерских выполнялись военные заказы.
В стенах института учились и работали Нобелевские лауреаты П. Л. Капица и Н. Н. Семёнов, академики А. Ф. Иоффе, И. В. Курчатов, генеральный конструктор О. К. Антонов, а также М. М. Ковалевский, Г. П. Передерия.
СОВЕТСКАЯ АРХИТЕКТУРА XХ ВЕКА
Кинотеатр «Гигант» (Кондратьевский пр., 44, архитекторы А.И.Гегелло, Д.Л.Кричевский, 1934-1936 г г .)
В 1933-1935 года на площади Калинина по проекту архитекторов А.И. Гегелло и Д.Л.Кричевского был построен кинотеатр «Гигант», ставший на тот момент самым крупным кинотеатром Ленинграда. Первоначально его зрительный зал вмещал 1400 зрителей. Кинотеатр был выполнен в стиле конструктивизма. Его главный фасад был оформлен гигантским витражом, стилизованным под киноэкран. По сторонам витража шли скульптурные панно с кадрами из советских кинофильмов.
Кинотеатр открыли в январе 1936 года, и он стал настоящим культурным центром Выборгской стороны, пережив войну, блокаду, став свидетелем и восстановления города и хозяйства, и даже казни восьми немецких военных на площади Калинина в январе 1946 года. В 1947-1955 годах по обеим сторонам от кинотеатра по проекту архитекторов А. К. Барутчева, Л. Н. Линдрота и Н. И. Иоффе были построены два пятиэтажных дома с коллонадами в верхних этажах. После войны кинотеатр продолжал показывать кино, причем уже на самом современном, изобретенном в 1952 году широком экране, в зале на 1312 мест. Был оборудован и второй зал – на 300 мест, с широкоформатным экраном, изобретенным в 1955 году. Именно в «Гиганте» был показан первый фильм для широкого экрана, сказка «Илья Муромец». снятая в 1956 году. В дальнейшем на широком экране показывали новинки кинопроката, а в малом зале шло авторское кино или фильмы, выходящие из репертуара.
В 1990-ее годы кинотеатр был закрыт, а на его месте заработало казино. Позднее в здании открылся развлекательный центр «Гигант-холл» (концертный зал, дансинг, банкетные залы: большой банкетный зал на 500 человек, пивной ресторан с собственной пивоварней).
В 1971 г. кинотеатру «Гигант» был присвоен статус памятника архитектуры местного значения, а в 2001 г. дом включен КГИОПом в список «Вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.
Нельзя не признать, что реклама сильно изуродовала здание, практически сведя на нет замысел архитекторов. Впрочем, есть некоторая надежда, что здание снова приведут в божеский вид (благо, снять рекламу достаточно просто.
Есть информация, что в настоящее время здание выставлено на торги. Здание этого Дворца Кино было построено для развлечения общества, и не вина архитектурного сооружения, что культурные запросы зрителей так стремительно менялись от десятилетия к десятилетию. Ровесник района, кинотеатр «Гигант» вместе с жителями Калининского прошел все испытания временем. Возьмет ли его человек с собою – дальше, в будущее? Время покажет.
Здание администрации Калининского района (пл. Ленина, 1, архитекторы Н.Г.Агеева, Н.В.Баранов, Г.И.Иванов,1952-1954 г г .)
Здание формирует периметр застройки пл. Ленина. Решено в ретроспективных архитектурных формах. Угловая часть здания подчеркнута невысокой башенкой с плоским куполом.
Построенное в стиле сталинского неоклассицизма, является одним из немногих зданий, где еще сохранились и действуют уличные стрелочные часы.
Финляндский вокзал (новое здание) (пл. Ленина, 6, архитекторы П.А.Ашастин, Н.В.Баранов, Я.Н.Лукин инженер И.А.Рыбин, 1955-1960 г.г. )
Во время блокады Финляндский вокзал являлся единственным действующим в городе. Железнодорожный узел сильно пострадал от бомбежек, но продолжал функционировать. Основные мероприятия здесь старались проводить в ночные часы. 7 февраля 1943 г. после прорыва блокады сюда пришел первый поезд с продовольствием.
Реконструкция привокзальной территории началась уже в 1944 г. Впоследствии здесь была сформирована площадь Ленина.
Облик вокзала заметно изменился. Главный фасад был решен достаточно строго, в стиле функционализма. Он завершен прямоугольной башней высотой 16 м со шпилем высотой 30 м, на котором установили часы современного дизайна. Плоскость фасада прорезают 17 остекленных вертикальных проемов, над ними расположены скульптурные горельефы на темы революции 1917 г., выполненные студентами Художественно-промышленного училища им. В.И.Мухиной и отлитыми на заводе «Монументскульптура». Центральный горельеф аллегорически изображает Революцию – у его ног изображен поверженный двуглавый орел и разорванные оковы. Горельефы по правую сторону от центрального посвящены Советской армии и Военно-морскому флоту, а по левую – Красной гвардии. Центральную часть здания занимает Главный зал (площадь около 1000 кв. м., а высота -10 м). Железобетонное перекрытие кассового зала – одно из первых перекрытий такого вида в городе. Позже в левое крыло вокзала встроили наземный вестибюль станции метро Площадь Ленина.
Во время реконструкции здания на вокзале появился музейный экспонат – паровоз № 293, на котором в 1917 г. приехал в Россию В.И.Ленин . Его нашли на свалке старых поездов в Финляндии, отремонтировали и подарили советскому правительству; паровоз установили в специальный стеклянный павильон перед входом на платформы.
Торжественное открытие нового здания вокзала состоялось 4 июня 1960 года. Последующие строительные работы велись без прекращения движения поездов: после главного был возведен корпус диспетчерской централизации; центральный ризалит старого здания был включен в западный корпус, подвальный этаж которого занял распределительный зал, а первый – зал ожидания пассажиров. В 1970-х годах в связи с большим пассажиропотоком был построен дополнительный северный корпус.
С открытием нового Ладожского вокзала в 2003 г. Финляндский вокзал перешел на обслуживание только пригородных маршрутов. Поезда дальнего следования стали прибывать на Ладожский вокзал. Тем не менее, каждый час услугами Финляндского вокзала пользуются около 1,5 тысяч человек.
Кондра́тьевский жилмасси́в («Сороковые корпуса») (Кондратьевский пр., 40, архитекторыГ.А.Симонов, Л.М.Тверской, И.Г.Капцюг, Т.Д. Каценеленбоген,1928-1931 г. г.)
Жилой микрорайон из 12 корпусов в Калининском районе Санкт-Петербурга расположен между Кондратьевским проспектом, улицей Жукова, Чичуринским переулком и Полюстровским проспектом. В квартале были построены двенадцать однотипных 60-квартирных жилых корпусов, прачечная, библиотека, клуб, ясли и детский сад. В доме, который выходит фасадом на угол Кондратьевского и Полюстровского проспектов, располагался Калининский универмаг, построенный в 1933-1936 г.г. Этот жилмассив был построен одним из первых в Ленинграде для рабочих Выборгской стороны как первый, положивший начало социалистической реконструкции района. Согласно идеологии того времени, в квартирах нет ванных комнат (люди должны были мыться в банях), а площадь кухонь небольшая (пролетариат должен был питаться в столовых).
Комплекс является характерным памятником конструктивизма. В 2001 г. включен КГИОПом в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. В 1970-х годах дома признали требующими ремонта. Но фактически расселять их начали в 2007 - 2008 годах. Жителей переселяли в новые районы, в том числе в Северо-Приморскую часть -- на Мебельную улицу.
В настоящее время во исполнение Постановлений Правительства Санкт-Петербурга от 28.12.2012 №№ 1385, 1386, 1391, 1393 земельные участки, занимаемые корпусами 1, 2, 3, 5, а также находящиеся в частной собственности жилые помещения в этих зданиях изымаются путём выкупа для государственных нужд Санкт-Петербурга.
Здание ЦНИИ робототехники и технической кибернетики (РТК) ( Тихорецкий пр., 21; архитекторы Б.И.Артюшин, А.А. Савин; 1973-1986г.г.)
Недалеко от дачи Бенуа, на пересечении Светлановского и Тихорецкого проспектов есть здание, внешне напоминающее космический корабль пришельцев, крыша которого увенчана антенной. Высота его вместе с антенной составляет 105 м. Здание является частью комплекса Центрального научно-исследовательского института робототехники и технической кибернетики, в нем находится лаборатория для испытания космической техники. Внутреннее убранство здания отличается сдержанностью. Здесь расположено большое количество кабинетов, в которых ведутся секретные исследования и разработки. Вход внутрь института посторонним людям категорически запрещен, поэтому его можно осмотреть только снаружи. Близлежащая территория выложена эксклюзивной плиткой, что придает зданию особое великолепие.
29 января 1968 года на базе Ленинградского Политехнического института было создано Особое конструкторское бюро технической кибернетики (ОКБ ТК). В июне 1981 года ОКБ было преобразовано в Центральный научно-исследовательский институт робототехники и технической кибернетики (ЦНИИ РТК), в июне 1994 года институт получил статус Государственного научного центра Российской Федерации. Ныне это один из крупнейших научных центров России. Направление деятельности — разработка и создание технических средств робототехники и технической кибернетики космического, воздушного, наземного и морского базирования.
Среди важнейших разработок института — мобильные робототехнические комплексы для специальных применений и обеспечения безопасности, наземные, воздушные и морские системы радиационного контроля и мониторинга, системы управления мягкой посадкой и системы жизнеобеспечения космических кораблей, системы технического зрения для охраны и управления объектами, сетевые процессоры (экраны) и системы информационной безопасности, автоматизированные лазерные технологические комплексы для маркировки, сварки и резки.
Дворец спортивных игр «Зенит» (ул. Бутлерова, 9; архитекторыГ.П.Морозов,,В.Н. Савельева, инженеры О.А.Курбатов, Л.К.Бейлин, В.Л.Постников; 1974-1976 г.г.)
Единственный в городе закрытый футбольный манеж был построен в конце 1976 года. Планировалось, что это будет тренировочная база, но сразу после строительства дворец стал использоваться и для матчей.
Уникальное сооружение с пролетом в 72 м позволило разместить внутри полноразмерное футбольное поле размером 110х60 м. Широкий обходной балкон по всему периметру поля вмещает до 3500 зрителей. Огромные витражи обеспечивают прекрасное освещение игровой арены естественным светом. Вход во дворец выделен лучистым орнаментом, в центре которого помещено изображение футбольного мяча.
В манеже проводятся тренировки и соревнования по футболу и хоккею на траве. Также на территории спорткомплекса находятся ледовый каток, пейнтбольный клуб и кафе. С 2011 года ДСИ «Зенит» используется для проведения матчей и тренировок команд-участниц Кубка Содружества по футболу и международного юношеского турнира «Мемориал Гранаткина». В спорткомплексе базируется одна из главных футбольных школ Санкт-Петербурга – СДЮСШОР «Зенит».
- Загородная усадьба Безбородко
- Дача Дурново
- Финляндский вокзал (старое здание)
- Тюрьма Кресты
- Михайловская артиллерийская академия
- Дача Бенуа
- Народный дом-библиотека Э.Л.Нобеля
- Особняк Э.Л.Нобеля(М.Л.Олейниковой)
- Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
- Кинотеатр Гигант
- Здание администрации Калининского района
- Финляндский вокзал (новое здание)
- Кондратьевский жилмассив (Сороковые корпуса)
- Здание ЦНИИ робототехники и технической кибернетики
- Дворец спортивных игр Зенит