Предметы Рафаэлевского столового и десертного сервиза
1883–1903
- Фарфор, роспись надглазурная, золочение по мастике
- Ф-5024, Ф-5026, Ф-5027, Ф-5030/а,б, Ф-5031/а,б, Ф-5032, Ф-5033, Ф-5034, Ф-5035, Ф-5036, Ф-5037
- Период Конец XIX – начало XX века
- Поделиться
Александр явился настоящим спасителем Императорского фарфорового завода, который к моменту его вступления на трон был на грани закрытия: объем производства падал, материалы ввозились из-за рубежа, содержание обходилось дорого… Начатая по решению царя масштабная реформа предприятия включала его полное техническое перевооружение — из Лиможа, Севра и Майссена было привезено новое оборудование, специалисты завода прошли обучение за границей. В 1890 году были объединены Стеклянный и Фарфоровый заводы, так что сократились административные расходы. По личному указанию императора роскошные подарочные фарфоровые предметы стали изготавливать сразу в двух экземплярах, сохраняя второй в заводском музее.
Имели значение и большие государственные заказы — Коронационный сервиз «с гербом нового образца» на 2000 персон и последний масштабный императорский сервиз, произведенный на ИФЗ — «Рафаэлевский». Заказанный в 1883 году, он был завершен уже после смерти императора в 1903-м. Этот сервиз, первоначально предназначенный для Царскосельского дворца, был создан под руководством заведующего живописной мастерской завода Леонарда Шауфельбергера при участии мастера Сергея Романова по мотивам росписей Рафаэля для галереи в Ватикане, копия которых с 1790 года украшает здание Эрмитажа. Обращение к хранящимся в музеях историческим образцам было одной из отличительных черт эпохи, еще не знакомой с понятием музейных сувениров. Александр сам редактировал и утверждал декор сервиза, при создании которого явно учитывался «Арабесковый сервиз» Екатерины Великой — первый большой отечественный фарфоровый ансамбль, считавшийся эталонным.
В русской культуре XIX века сложился культ Рафаэля. К этому добавилась известная актуальность: 400-летний юбилей художника весной 1883 года, накануне коронации, отмечался по всей Европе, и очень торжественно и многолюдно — в Петербурге, в Академии художеств и Эрмитаже. Кроме того, декор сервиза непосредственно отсылал к предыдущему царствованию.
Юлия Демиденко. Национальная художественная промышленность при Александре III // Александр III. Император и коллекционер. СПб, 2019. C. 115.