Коллекция онлайн

1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург

Камин "Вольга и Микула"

По эскизу 1899


Мамонтов и Врубель ввели в моду майоликовые камины с росписями цветными глазурями. В основу одноименных каминов «Вольга и Микула» из коллекций ГРМ и ГТГ легла композиция нижегородского панно, переработанная с учетом размеров и специфики функций каминов. / Владимир Круглов. Гениальный мастер Михаил Врубель // Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения. СПб, 2022. С. 11.

В основу камина „Вольга и Микула“ легла композиция нижегородского панно, переработанная с учетом размеров, специфики функций камина, его существования в пространстве интерьера. Учтено, что его фасад собирается из множества (более 100) частей-изразцов разной конфигурации и величины. Работу Русского музея отличают мощь и красота форм, убедительность деталей и целого, гармоничное сочетание архитектурно-скульптурного начала и звучной живописи. / Владимир Круглов. Наследие Михаила Врубеля в Русском музее // Михаил Врубель. СПб, 2006. С. 21–22.

Впервые камин был экспонирован на выставке „Мир искусства“ в 1900 году. Монументальное панно набрано из 130 различных по форме и размеру плиток, каждая из которых соответствует определенной детали композиции. / Елена Иванова, Леонид Матвеев // Михаил Врубель из собрания Русского музея. СПб, 2006. С. 297.

В монументальном, героизированном ключе, с четким членением цветовых зон решены композиции двух каминов на тему былины о Вольге и Микуле. В основе их композиции не конфликт, а — примирение пахаря и воина. / Владимир Круглов. Наследие Михаила Врубеля в Русском музее // Михаил Врубель. СПб, 2006. С. 21.

Произведение создано художником по мотивам русской былины новгородского цикла "Вольга и Микула Селянинович". Она послужила для художника литературно-поэтической канвой для воплощения образа русского народа. Главной сюжетной линией произведения становится не конфликт, а примирение воина Вольги и пахаря Микулы Селяниновича. Великих богатырей связывает общая земля, ее сила и мощь.

В основе композиции камина "Вольга и Микула" – Нижегородское панно, переработанное с учетом специфики функций камина, его существования в пространстве интерьера. Монументальное полотно набрано из 130 различных по форме и размеру плиток, каждая из которых соответствует определенной детали композиции. Впервые камин экспонировался на выставке "Мир искусства"  (1900).

Камин «Встреча Вольги Святославовича с Микулой Селяниновичем» был выполнен по эскизу художника в нескольких экземплярах — между ними есть небольшие различия в цвете и некоторых деталях рисунка и декора. Предположительно, таких каминов было сделано около семи штук. 

Один из них, экспонированный в 1900 году на Всемирной выставке в Париже (камин «Вольга и Микула»), к гордости Мамонтова, был куплен для подношения французским академикам (Арензон Е. Р. «Абрамцево» в Москве // Музей-10. М., 1989. С. 98).

Майолика Михаила Врубеля. Екатерина Амфилохиева

 

     Камин "Микула Селянинович и Вольга" из собрания Третьяковской галереи (Подробнее см. на сайте "Моя Третьяковка")

 

       Рассказ о камине из собрания Всероссийского музея декоративного искусства (проект "Артефакт").


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: