Ваза для фруктов/Ваза для фруктов или печенья
1940–1941
- Стекло бесцветное и цветное (селеновый рубин), выдувание. В. 18; диам. 24
- СТ-2807
Пост. в 1958 через ЭЗК ГРМ
- Период Первая половина XX века
- Поделиться
В ленинградском экспериментальном цехе стекло не стало для Мухиной новым, незнакомым пластическим материалом. Скульптор начала работать с ним еще в конце 1930-х годов. В 1938–1939 годах она выполнила ряд произведений из хрусталя на старейшем стекольном заводе «Красный гигант», бывшем Николо-Бахметьевском заводе, основанном в 1764 году князем А. Д. Оболенским.
В поисках художественных форм Мухина, обращаясь к лучшим достижениям прошлого, создавала новые проекты, удовлетворявшие эстетическим вкусам 1940-х годов.
В записных книжках сохранились заметки об основных исходных принципах ее деятельности: «1. Строгость и простота. 2. Скупость. 3. Возможна пышность, но никак не перегружать»*. Мухина никогда не представляла на завод законченные проекты своих вещей, а лишь давала эскизные наброски, которые дорабатывала в материале уже в цехе, совместно с мастером-выдувальщиком. Это делалось для достижения простоты и выверенности форм.
Четкие очертания декоративных сосудов, созданных Мухиной, тяготеют к классическим образцам колоколообразной или овоидной формы. Большое значение в декоре стеклянных изделий приобретает колорит; для них характерно многообразие оттенков, акварельных полутонов, позволяющих добиваться тончайших переходов от одного цвета к другому или от темного тона к светлому. Различное художественное решение одинаковых по форме предметов делало каждое произведение уникальным. Ирина Попова. Произведения В. И. Мухиной в декоративно-прикладном искусстве // Вера Мухина. СПб, 2009. С. 33-34.
* Рачук Е. Г. Советское цветное стекло. М., 1982. С. 6.
Мухина широко использовала в своих произведениях сочетание бесцветного и окрашенного стекла, выделяя тем самым специфические особенности материала — его прозрачность и декоративность. Интересна в этом отношении ваза в виде широкой чаши из бесцветного стекла (1940–1941, СТ-2807); ее ножка декорирована четырьмя желто-красными дисками, уменьшающимися книзу и расположенными друг над другом. Такой художественный прием зрительно облегчает тяжеловесный сосуд, сообщает всей композиции ощущение динамики. Ирина Попова. Произведения В. И. Мухиной в декоративно-прикладном искусстве // Вера Мухина. СПб, 2009. С. 35.