Сражение при Бородине 26 августа 1812 года
С оригинала П. Гесса. Cередина XIX века
- Бумага, литография раскрашенная. И.: 44,6 х 71,2. Л.: 64,7 х 94,2
- Гр.-31419
В начале XIX века широкое распространение получили эстампы с изображениями различных эпизодов Отечественной войны 1812—1814 гг. Значительная их часть была посвящена Бородинскому сражению.
На литографии художника Виктора, выполненной по живописному оригиналу немецкого художника Петера фон Гесса, предстает широкая панорама битвы, показаны многочисленные участники сражения.
В центре композиции — момент ранения генерала П. И. Багратиона, командующего левым флангом русских позиций, которые встретили главный удар наполеоновских войск. Это произошло около полудня у деревни Семеновское.
Слева - солдаты Литовского полка. Перед ними - командир полка полковник М.Е. Храповицкий (на коне); за ним - каре 3-го батальона лейб-гвардии Измайловского полка. В центре - раненый главнокомандующий 2-й армией генерал П.И. Багратион, окруженный солдатами и офицерами. Его последние распоряжения выслушивает командир 3-й пехотной дивизии генерал П.П. Коновницын (на белом коне). Начальник штаба Багратиона генерал-адъютант Э.Ф. Сен-При подводит лейб-хирурга Я.В. Виллие. На телеге рядом с раненым кирасирским обер-офицером - командир М.С. Воронцов, раненный при защите Багратионовых флешей. На втором плане в центре - 1-й и 2-й батальоны Измайловского полка, стреляющие по французской коннице. На заднем плане справа - знаменитая контратака на захваченную французами центральную позицию русских войск - батарею Раевского.
Бородинское сражение — крупнейшая битва Отечественной войны 1812 года, одно из самых кровопролитных сражений XIX века. Оно состоялось 26 – 27 августа (7-8 сентября по нов. ст.) в 125 км к западу от Москвы у села Бородино. В ожесточенной схватке сошлись русская армия под командованием генерала от инфантерии М. И. Голенищева-Кутузова и Великая армия императора французов Наполеона Бонапарта. В этой битве участвовало с обеих сторон около 300 тысяч человек при 1200 артиллерийских орудиях. В течение шести часов русские войска отбивали ожесточенные атаки противника. Потери были огромными с обеих сторон – пало свыше 38 тысяч русских воинов и 58 тысяч французских. "Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю", — такую высокую оценку русскому воинству дал М. И. Кутузов. Император Наполеон Бонапарт позже вспоминал: "Из всех моих сражений самое ужасное то, что я дал под Москвой. Французы показали себя в нем достойными одержать победу, а русские — называться непобедимыми".
Русская армия отступила, но сохранила боеспособность. Именно Бородино положило начало разгрому французской армии, неизбежность которого сам Бонапарт почувствовал, войдя в Москву, — оставленную жителями и подожженную, чтобы не досталась врагу. Сдав неприятелю Москву, М.И. Кутузов развернул «малую войну» силами регулярной армии и партизанских отрядов. К концу декабря 1812 года остатки армии Наполеона были изгнаны из России. Забвение уроков Бородина неизбежно оборачивалось крахом любых экспансионистских деяний в отношении России.
В честь великой битвы русской армии при Бородино 8 сентября празднуется в России как День воинской славы (в соответствии с законом «О днях воинской славы России», принятым в 1995 г.).
Петер фон Гесс (Peter von Hess, 1792-1871) — баварский придворный художник, баталист. Работал в Мюнхене. Сын придворного гравера К. Э. К. Гесса. Член Академий художеств в Мюнхене, Берлине, Вене и Петербурге.
Вначале писал небольшие картины из солдатского и простонародного быта, впоследствии исполнял большие многофигурные полотна из эпохи 1812-1815 гг.: "Сражение при Бар-сюр-Об" (1817), "Стычка французских драгун и австрийских гусар", "Донские казаки с пленными французами", "Переход киргизов и казаков через Рейн" (все 1819), "Оборона моста у Ганау" (1820), "Бивуак австрийских войск" (1823), "Нападение австрийских улан на французский фургон" (1829) и др.
Совершил путешествия в Вену, Швейцарию и Италию. Результатом поездки в Грецию в 1831 г. стала серия картин, представляющих главные эпизоды борьбы греков за независимость.
В 1839 г. по приглашению Николая I посетил Россию, где получил заказ на цикл картин о важнейших сражениях 1812 г. Вместе со знатоком униформы генералом Л. И. Килем побывал на местах боев и сделал множество натурных зарисовок. "Сражение при Бородине" — одно из полотен, созданных в 1840-1857 гг. и хранящихся в Государственном Эрмитаже. (Сохранились 10 из 12 картин). П. Гессу принадлежат также большие полотна "Сражение под Лейпцигом" (1854), "Сражение под Аустерлицем" (1860). Его огромные, яркие, проработанные в мельчайших деталях произведения высоко ценились современниками. Они отличаются драматизмом, живостью композиции и отдельных групп, выразительными характеристиками.