Коллекция онлайн

1745, Санкт-Петербург (?) – 1804, там же

Гатчина. Вид на Колонну Орла и Тампль

1798


По возвращении <из Рима> в Россию (1776) он <Семен Федорович Щедрин> возглавил класс пейзажной живописи в Академии. Дворцовое ведомство заказало ему виды загородных резиденций, дворцов и парков Царского Села, Петергофа, Павловска и Гатчины. Ландшафты Гатчины, написанные гуашью в 1796–1797, относятся к лучшему в наследии художника. Классицистическая их схема — с неизбежными «кулисами», четким построением планов и тонко разработанной цветовой гаммой с традиционной трехцветкой — сочетается с мягким лиризмом образа природы. Е. И. Гаврилова. Рисунок XVIII века в Русском музее // Рисунок и акварель в России. XVIII век. СПб. 2005. С. 32.

Одно из ранних сооружений гатчинского английского сада — Колонна Орла — поставлено в 1770-х годах по проекту А. Ринальди. Вершину мраморного столба венчает скульптура орла. Вдали справа виден Павильон Орла, его второе название Тампль (храм). Павильон сооружен в 1790-е годы В. Бренной. У подножия колонны художник поместил мирно пасущихся коров и овец. Такое соседство величественного и прозаического не противоречило установкам пейзажного жанра, так как придавало естественность ландшафту. О. А. Капарулина // Рисунок и акварель в России. XVIII век. СПб. 2005. С. 120.

На обороте справа внизу графитным карандашом подпись: S: chedrin 1798


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: