Рында
Эскиз костюма к опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Русская частная опера С. И. Мамонтова, Москва (сезон 1896–1897). 1895
- Бумага, акварель, итальянский карандаш, бронзовая краска. 32,3 × 15,4
- Р-13347
Пост. в 1910, дар М. К. Тенишевой, Санкт-Петербург
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияТеатральные эскизы и декорации
- Поделиться
«Абрамцевский кружок» — собрание единомышленников, увлеченных задачей обновления русского искусства на основе национальной традиции, естественно тяготел к коллективным и синтетическим формам творчества. <...> Став активным членом кружка, Васнецов оказался вовлечен в целый ряд крупных проектов: написал большие панно для украшения правления Донецкой железной дороги, сочинил эскизы декораций и костюмов к постановке «Снегурочки» А. Н. Островского на домашней сцене у Саввы Мамонтова <...>. П. Ю. Климов. Монументальная живопись В. М. Васнецова // Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения. СПб, 2024. С. 61.
Как ни странно, пьеса А. Н. Островского не сразу нашла понимание и отклик у современников <...>. Поэтическая пьеса-сказка, где действуют Дед Мороз, Весна Красна, Леший, а место действия страна Берендеев, в глазах общественности не вязалась с представлением об узнаваемом, конкретном, «почвенном» российском драматурге.
Иной оказалась судьба «Весенней сказки» в молодом и энергичном мамонтовском окружении. Сначала это был любительский спектакль, сыгранный на Рождество 1882 года в семье Мамонтова. <...> В 1885 состоялась постановка оперной версии на музыку А. Н. Римского-Корсакова в Частной опере Мамонтова, где роли исполняли молодые профессиональные артисты. Мамонтовские постановки имели успех, которому во многом способствовали декорации и костюмы Васнецова. Художник, не имевший ранее необходимой практики в этой области, не скованный существующей театральной традицией, оказался особенно восприимчив к самому духу волшебной сказки, случившейся, по определению Островского, «в доисторические времена», столь притягательные и для Васнецова. Опора на народные мифы, сказания, фольклор, где органично сосуществовали реальные и фантастические персонажи, соответствие народному представлению о красоте были близки поискам живописца. Е. В. Нестерова. «Нет другого художника для Снегурочки…». Театрально-декорационная живопись В. М. Васнецова // Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения. СПб, 2024. С. 171.