Молодой дагомеец
1895
- Бумага, акварель. 30,2 х 20,8
- Р-13489
Пост. в 1898 из собрания княгини М. К. Тенишевой, Санкт-Петербург
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Серединой 1890-х помечены зрелые акварельные работы Бакста. Одна из лучших — «Молодой дагомеец», мастерски написанный портрет серьезного и замкнутого человека, волей судьбы выброшенного из своей природной среды, привыкшего к бесцеремонному разглядыванию «белыми». В отклике на XV выставку ИОРА (Императорского Общества русских акварелистов) работу отметил Бенуа*. Владимир Круглов. Льву Баксту 150 лет // Лев Бакст. СПб, 2016. С. 9.
* Отдел рукописей Государственного Русского музея, ф. 137, д. 59, л. 15.
Знакомство с представителями народов, проживавших в Африке, не всегда предполагало, как непременное условие, поездку в дальние страны. Такие возможности возникали у художников, когда они работали в Европе, где, например, Лев Бакст исполнил акварель «Молодой дагомеец» (1895), или в России. Наталия Соломатина. Африка в произведениях русских художников // Африка в русском искусстве. СПб. 2023. С. 6.
В 1895 году на XV выставке Общества акварелистов в Петербурге экспонировалась работа Леона Бакста «Молодой дагомеец». Она вызвала восторженный отзыв критика и художника Александра Бенуа, который писал: «Чудесна в техническом отношении <…> голова дагомейца; эта вещь и по красочному пятну едва ли не лучшая на выставке». Сам выбор модели, возможно, отчасти был продиктован текущими политическими событиями. В 1894 году королевство Дагомея было полностью захвачено Францией, и в течение последующих нескольких лет продолжались военные действия на сопредельных территориях. Наталия Соломатина // Африка в русском искусстве. СПб. 2023. С. 64.