Коллекция онлайн

1848, село Лопиял Вятской губернии – 1926, Москва

Преддверие рая

Эскиз для росписи Владимирского собора. 1888


Васнецов оформил несколько храмов, но вершиной его искусства в этой области стали монументальные произведения для Владимирского собора в Киеве. К работе над грандиозным проектом художник приступил в 1885 году после окончания фриза «Каменный век». С. В. Кривонденченков. «В своем истинно национальном отразить вечное». Эволюция реалистической тенденции в творчестве В. М. Васнецова // Виктор Васнецов. СПб, 2024. С. 10.

Интересно, что васнецовский стиль киевского периода демонстрировал высокую вариативность, не нарушавшую, однако, ансамблевого единства, которое обеспечивалось, в том числе, выдающимися по красоте орнаментами, значительной частью сочиненными самим Васнецовым. <...> богословские тонкости Васнецова не беспокоили: монументальности форм в его представлении должна была соответствовать также суровость психологических характеристик, которые он подчас утрировал до такой степени, что рецензент влиятельной газеты «Новое время» узрел в библейских прародителях из написанной в барабане купола композиции «Радость праведных о Господе» (ГТГ) брутальных персонажей «Каменного века»**. Ту же особенность васнецовской живописи, по-видимому, имел в виду и киевский митрополит Иоанникий, однажды заметивший, что «не желал бы встретиться с васнецовскими пророками в лесу»***. П. Ю. Климов. Монументальная живопись В. М. Васнецова // Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения. СПб, 2024. С. 62-64.

*В основу этой алтарной композиции была положена икона, написанная Васнецовым для церкви в Абрамцево.
** Виктор Васнецов. Письма. Новые материалы / Автор-сост. Л. В. Короткина; Научный редактор В. А. Леняшин. СПб: АРС, 2004. С. 148.
*** Нестеров М. В. Давние дни. Встречи и воспоминания / Сост., подгот. текста, примеч. Т. Ф. Прокопова; Вступ. ст. В. Н. Хмары. М.: Русская книга, 2005. С. 62.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: