Коллекция Государственного Русского музея

1783, Санкт-Петербург –1873, Санкт-Петербург

Переправа через Стикс

1808-1810


В 1800-е годы Ф. П. Толстой много работает пером, подцвечивая рисунки коричневой сепией. Битвы и вакханалии, беседы у костра, идиллические сцены и торжественные "древние“ церемонии изображены совершенно по-разному. Но каждый сюжет решен художником, эмоционально сопереживающим событию. Отсюда — поэтическая достоверность, свойственная уже ранним произведениям Толстого. Это внутреннее переживание давних стилей, вхождение в историческую атмосферу представляемого сюжета, в образ эпохи составляют главное в художественной индивидуальности Толстого, место которого в русском искусстве совершенно необычно и может определяться как романтическая стилизация.
Всякий раз касаясь новой темы, новой эпохи, нового сюжета, Толстой как бы погружается в иную жизнь, иной мир, чтобы воскресить его достоверно и свежо. Именно индивидуальная прочувствованность, душевность отношения к классике рождают его отточенный "стилизм“.

Стикс, в греческой мифологии, священная река в царстве мертвых Аиде, водами которой клянутся сами боги. Трехглавый пес Кербер сторожит выход из подземного царства. Старый Харон перевозит в лодке души тех умерших, чьи кости обрели покой в могиле. Вестник богов Гермес выполняет одну из своих древнейших функций проводника душ умерших в Аид. В его руках золотой жезл, усыпляющий и пробуждающий людей, на ногах – золотые крылатые сандалии.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: