Коллекция онлайн

1832, Елабуга – 1898, Санкт-Петербург

Сосны на взморье

1877


В карандашном рисунке «Сосны на взморье» свобода техники гармонично слилась с раскованностью самого мотива, не связанного картинностью замысла. По сюжету это скорее этюд, чем станковый рисунок.

Вздымающиеся до небес стройные мощные стволы сосен, как трубы органа, поют гимн природе. Монументальные, открытые всем ветрам, ничем не защищенные, они представляют собой образ героический и величественный. Здесь художник далек от стремления к иллюзорности, что так характерно для многих его работ. На первый план выступает красота самого рисунка: энергичные линии, передающие силу и упругость ветвей, сочетаются с мягкими абрисами кроны, с легкой тушевкой по форме игольчатых кистей. Лаконичным образом художник смог выразить и глубину пространства, и насыщенность его светом и воздухом.

Ирина Верховская. Рисунки Шишкина в Русском музее  // И. И. Шишкин. Картины, рисунки и акварели, гравюры из фондов Русского музея. СПб. С. 15.

Замечателен большой лист „Сосны на взморье“ (1877) с энергично проработанными стволами и ветвями стоящих в ряд мощных деревьев, придающих особую значительность и приподнятость созданному образу. В нем все подчинено напряженному ритму, выявленному в самой ткани рисунка, в нанесенных сильным нажимом графита твердых, резких линиях и штрихах, образующих взаимосвязанные формы. Ирина Шувалова. «Музыка карандаша». Рисунки И.И.Шишкина из собрания Русского музея // Иван Шишкин из собраний Русского музея и Третьяковской галереи. СПб, 2008. С. 29.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: