Автопортрет
1882–1883
- Бумага, акварель. 12,5 x 8,6 (верхние углы срезаны)
- Р-56520
Пост. в 1974, дар Г. М. Гнесиной-Ванькович; ранее — собрание М. Ф. Гнесина, Ленинград; Н. И. Забелы-Врубель, жены художника, Санкт-Петербург
- Период Вторая половина XIX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
От педагога <П. Чистякова)> Врубель перенял интерес к акварели, к чистоте цвета и „мозаичному“ письму, с помощью которых достиг поразительных эффектов в передаче многоцветности и одухотворенности структурно ясных форм. Таковы „Автопортрет“, „Портрет З. А. Штукенберг“ (оба — 1882)… / Владимир Круглов. Наследие Михаила Врубеля в Русском музее // Михаил Врубель. СПб, 2006. С. 13
Умело использованы свойства акварели в портретах, в передаче характеров моделей — «Голова девочки» (1882, ГТГ, инв. 5731), «Автопортрет» (1882-1883, ГРМ, Р-56520), «Портрет Зинаиды Штукенберг» (1882, ГРМ, Р-13474). / Владимир Круглов. Гениальный мастер Михаил Врубель // Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения. СПб, 2022. С. 6.
На обороте надпись графитным карандашом: Автопортрет (1882). Собств. Н. И. Врубель. На паспарту дарственная надпись пером: Михаилу Фабiановичу Гн_сину / на память и въ благодарность / за глубокопрочувствованный/ дифирамбъ, доставившiй мн_ / много отрады. Н. Забела Врубель / 9-го января 1912 г.
В 1911 году композитором М. Ф. Гнесиным было написано музыкальное произведение „Врубель, симфонический дифирамб для оркестра и голоса“ на стихи В. Я. Брюсова „М. А. Врубелю“ (1906). Впервые дифирамб был исполнен Н. И. Забелой-Врубель в Петербурге 7 января 1912 года в „Концерте Зилоти“. / Юлия Солонович // Михаил Врубель из собрания Русского музея. СПб, 2006. С. 283.