Коллекция онлайн

1848, Красноярск – 1916, Москва

А. И. Емельянова

Набросок к картине «Горожанка. Портрет А. И. Емельяновой» (1902, ГТГ). 1902


Набросок к картине «Горожанка. Портрет А. И. Емельяновой» (1902, ГТГ)

Емельянова Александра Ивановна (урожденная Шрейдер; 1878–1943), происходила из московской купеческой семьи. Суриков создал несколько ее портретов. Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения. СПб, 2023. С. 93.

Грандиозная фигура Сурикова как исторического живописца часто заслоняет его портретное творчество. Но вряд ли будет преувеличением сказать, что все картины художника на сюжеты из русской истории в высшей степени «портретны». Их основу составляет именно портретный материал, тщательно переработанный в искомые образы. Лицо, по выражению Т. Л. Карповой, у Сурикова «становится искомым „замковым камнем“ картины, ее нервом»*. Подобный метод работы, когда Сурикову приходилось просматривать бесчисленное множество лиц, делать с них десятки и сотни подготовительных этюдов, первоначально ослаблял интерес художника к портрету как к самостоятельному жанру. Круг моделей его значительных портретных работ 1880-х годов, включающих «Портрет П. Ф. Суриковой» (1887) и «Портрет О. В. Суриковой в детстве» (1888; оба — ГТГ), ограничивался семьей. Однако ранняя смерть жены, частые визиты Сурикова на родину, в Сибирь, где он искал душевное исцеление, наконец, многолетний труд над сугубо «мужскими» по составу персонажей историческими полотнами привели к тому, что живописцу захотелось перемен: у него все чаще стали появляться женские портреты.

Художника-сибиряка, находившегося в расцвете сил, влекли натуры физически здоровые, душевно открытые, укорененные в земной жизни и не чуждые ее радостям. Некоторые произведения еще отличала этюдная непосредственность («Сибирская красавица», 1891, ГТГ,), но в большинстве работ уже чувствовался тот неповторимо мощный суриковский стиль, который характерен для больших картин художника и который в полную силу зазвучал в портретах 1900–1910-х годов, в том числе — мужских («Портрет доктора А. Д. Езерского», 1910, ГТГ; «Человек с больной рукой», 1913, ГРМ) и автопортретах (1913, ГТГ; 1915, ГРМ, Ж-6667), заставлявших вспомнить о высших достижениях мирового портретного искусства. Павел Климов // Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения. СПб, 2023. С. 17-18.

* Карпова Т. Л. Портретная концепция В. И. Сурикова // В. И. Суриков. Близкое былое [Сборник материалов конференции «В. И. Суриков и художественная культура его времени»] / Ред.-сост. Т. Л. Карпова. М., 2009. С. 147.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: