Коллекция Государственного Русского музея

1791, Москва - 1848, имение Старый Мерчик Харьковской губернии

Портрет графини Е.Т. Разумовской

1817


П. Ф. Соколов, блистательно овладев различными графическими техниками, создал длинный ряд карандашных и акварельных изображений современников. Он не столько изучает натуру, сколько тренирует прием ее изображения, ищет в самих выразительных средствах (черный карандаш, сангина) — эффект завершенности.

Это один из самых поэтичных женских образов эпохи романтизма. Одетая в домашнее платье, Елизавета Терезия сидит в простой, уютной позе. Подчеркнутая обыденность достигается и колористическим решением портрета. Он исполнен на небольшом белом листе бумаги, лишь "прокрытом" серой акварелью и итальянским карандашом, создающим иллюзию фактуры и цвета платья; легкими касаниями сангины и пастели художник "лепит" лицо, волосы, капор изображенной.

Разумовская Елизавета Терезия (1790-1818), графиня, урожденная баронесса Шенк-фон-Кастел, вторая жена Г. К. Разумовского (1759-1837).

Русский музей. От иконы до современности. 2005. С. 123.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: