Коллекция онлайн

1832, Елабуга – 1898, Санкт-Петербург

Поле

1886


Следующий альбом назывался «Офорты И. И. Шишкина.1885–1886». Он появился в 1886 году и содержал 25 новых произведений, созданных художником за два года. Основной тираж этого альбома был также отпечатан в типографии Академии художеств, единственным печатником в Петербурге семидесятилетним Александром Келленбенцем. Шишкин присутствовал во время печатания своих офортов. Дело в том, что Келленбенц хоть и был опытным печатником, но привык иметь дело с гравюрой резцом. Он, например, «не мог бросить привычку вытирать небо до суха тряпкой и печатал поэтому какие-то лысые листы». В то время как Шишкин добивался в оттисках тона, «затяжки».

Келленбенц тяжело заболел, когда два офорта «Ночь» и «Поле» еще не были напечатаны. Шишкин печатал их на небольшом станке у себя в кабинете. Он бесконечно варьировал оттиски, рисуя на доске краской, то сгущая, то ослабляя тени, кладя пятна и делая размывки, затяжки. В разных отпечатках с одной доски то появлялись, то исчезали звезды, лунные блики, тучи то набегали, то рассеивались. Строго говоря, Шишкин использовал при печатании офортов технику монотипии, при которой оттиск неповторим, существует в единственном экземпляре. Альбом 1886 года был напечатан в двух видах. Экземпляры, оттиснутые на бумаге, поступили в продажу по 25 рублей, экземпляры на шелке (были напечатаны и такие!) стоили 100 рублей, но и те и другие разошлись моментально, причем бумажные пришлось допечатывать.

Галина Павлова. Иван Шишкин — мастер офорта и литографии // И. И. Шишкин. Картины, рисунки и акварели, гравюры из фондов Русского музея. СПб. С. 23.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: