Вид города Москвы, снятый с балкона императорского дворца по правую сторону
По оригиналу Жерара Делабарта «Вид на Москву с балкона Кремлевского дворца в сторону Каменного моста». Начало 1800-х
- Бумага, офорт, акватинта раскрашенная. И.: 38,5 х 66,5; л.: 54 х 76; д.: 49,5 х 71,5
- Гр.-31603
Пост. от М. И. Терещенко
- Период Первая половина XIX века
- КатегорияПейзаж
- Поделиться
«Пункт обзора» для панорамных видов был указан Делабарту самим Павлом: ему хотелось иметь панорамы Москвы, открывавшиеся с балкона императорского дворца в Кремле. Дворец этот, построенный В. В. Растрелли и обновленный к торжествам коронования Н. А. Львовым, нравился Павлу: выходя из дворцовых покоев, он любил «проходить в круг имеющихся около Дворца галерей», особенно по той, «что на Москву реку». Открывавшиеся отсюда виды он находил прекраснейшими в Москве и, как гласят надписи на гравюрах, «изъявил чрезмерное желание видеть оные нарисованными». Так возник диптих – «левосторонний» «Вид на Москву с балкона Кремлевского дворца в сторону Москворецкого моста» и «правосторонний» «Вид на Москву с балкона Кремлевского дворца в сторону Каменного моста». В отношении обоих видов в надписях на гравюрах указывалось, что они «суть наилучшие из сей коллекции».
«Правосторонний» вид обращен к юго-западному углу Кремля. Дворцовая терраса-гульбище выводит к Сретенскому собору; поодаль высятся кремлевские башни: Благовещенская с пристроенной к ней церковью Благовещения, что на Житном дворе, для которой служила колокольней (1731, архитектор Г. Шедель, снесена в 1932), Водовзводная, построенная близ устья Неглинной, и Боровицкая, служившая въездом в хозяйственную часть Кремля.
Холст Делабарта вместил пространство от Кремля до Воробьевых гор и «бывшего Воробьевского дворца», который, как означено в надписи на гравюре, «оканчивает вид сей». По левому берегу Москвы-реки изображена набережная, протянувшаяся от устья Неглинной до Пречистенских ворот; далее видны незастроенные берега у Остожья и Хамовников. Ближе к переднему плану – плотная жилая застройка Пречистенской, Староконюшенной и Арбатской частей; среди нее выделяется огромная дворцовая усадьба Апраксиных на углу Знаменки и Арбатской площади.
На правом берегу за Каменным мостом высится церковь Николая Чудотворца на Берсеневке с трехъярусной колокольней, уже в конце 1780-х признанной «от давнего построения весьма опасной к падению» (снесена в 1854). По другую сторону моста на Софийской набережной изображены каменные корпуса Большого Суконного двора (1705, снесены в 1937), а рядом с ними усадебный дом (самый высокий тогда на набережной) графа А. Н. Зубова, отца последнего фаворита Екатерины II, впоследствии известный как усадьба Дурасовых; в перестроенном виде он сохранился до наших дней. За Софийской набережной видны лабазы Болотного рынка, за ними предусмотренный «Прожектированным планом» 1775 года и проложенный уже в начале 1780-х Водоотводный канал. Далее вплоть до горизонта простирается Замоскворечье, обозреваемое едва ли не во всем своем пространстве: «вдоль от Москвы реки по Камер-Коллежской вал, а в поперек от Большой Ордынки до Донского монастыря и за оный…».
Серия картин Делабарта привлекла внимание уроженца Швейцарии, ставшего в Москве купцом 1-й гильдии, Иоганна Вальзера (1739–1803). Он начал подготовку к изданию гравюр с московских видов, для чего были использованы акварельные варианты сюжетов. Первые гравюры исполнялись в Петербурге в 1795–1796 годах, и имеют в подписи посвящение императрице Екатерине. Последующие гравюры, имеющие посвящение уже императору Павлу, делались в Швейцарии и Германии. В Херизау Вальзер основал художественную мастерскую и пригласил к участию в ней нескольких известных граверов. Уже в 1797 году работа шла полным ходом. Вся серия была гравирована в двух вариантах – резцом и в технике офорта с раскраской от руки. Окончательно оформлены гравюры были к 1801 году, и поднесены уже следующему императору, Александру I. Гравюры были широко распространены в Европе, использовались в качестве архитектурного фона художниками, никогда не бывавшими в Москве.
Показать полный текст