Коллекция онлайн


Русский мужик Вавила Мороз на заячьей охоте

1813


Над сатирической графикой на тему войны 1812 года работало около сорока художников. Печатавшиеся большими тиражами, их произведения предназначались самой широкой публике. В зависимости от качества раскраски оттиски имели различную стоимость: от 1 до 5 рублей за лист. Таким образом, сатирические картинки предназначались для народа, в широком смысле этого слова, хотя мало кто из простого люда мог позволить себе иметь их в доме. В основном их покупателями были представители средних и высших сословий.

Всего за 1812–1814 годы в России разными издателями было напечатано свыше 200 антинаполеоновских сатирических листов. Многие из них до сих пор остаются безымянными и отличаются между собой явно выраженными индивидуальными особенностями исполнения. И все же все эти листы, как и столь различные между собой произведения Венецианова, Теребенева и Иванова, объединяет одно очень важное качество — они посвящены русскому народу. Народу-освободителю, народу-защитнику, народу-носителю вековой мудрости. И в этом главное отличие русской антинаполеоновской карикатуры от карикатуры европейской. Все, на чем сосредоточилась английская антинаполеоновская карикатура, а вслед за ней карикатура прусская и итальянская, это высмеивание личности, поступков, политических жестов Наполеона. Русская сатирическая графика изначально исполняла другую задачу: не просто высмеять врага, а сплотить все слои русского общества в единый народ перед его лицом. Вот почему, на наш взгляд, с легкой руки первого исследователя русской гравюры Д. А. Ровинского, включившего русские сатирические листы на войну 1812 года в свой труд «Русская народная картинка», за ними прочно закрепилось звание «народной картинки 1812 года». Галина Павлова. Русская сатирическая графика 1812–1814 годов // 1812 год в произведениях искусства из собрания Русского музея. СПб, 2012. С. 23.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: