Царское Село. Китайская беседка
Из альбома: «Почтовая бумага с изображением пригородов Ленинграда». Вторая треть XIX века
- Бумага, литография раскрашенная. И.:10,5 х 7,5. Л.:20,1 х 25,9
- Гр.-10711
Пост. в 1934 от Л. И. Жевержеева
- Период Первая половина XIX века
- КатегорияПейзаж
- Поделиться
На гравюре изображен Крестовый мост, расположенный на углу Крестового канала слева от входа в Александровский парк Царского Села.
Проект начат в 1776 году В. И. Нееловым по распоряжению императрицы «построить в селе Царском, в Новом саду через канал и к Капризу, каменную Китайскую беседку на арках, на четыре всхода». Архитектор повторил проект, опубликованный в английском альбоме «Сельская архитектура в китайском вкусе».
Восьмиугольный павильон Крестового моста стоит на сильно изогнутых полуарках. Облицованные цветными глазурованными кирпичами стены прорезаны высокими стрельчатыми окнами. Изогнутая «китайская» крыша расписана «под рыбью чешую» и увенчана шпилем с нанизанными на него шарами. Под верхней площадкой над водой свисает «гирька», или «глобус», как называли в XVIII веке это оригинальное украшение.
Показать полный текстКитайская деревня в Царском Селе
В Александровском парке Царского Села за Крестовым каналом располагается Китайская деревня, строительство которой в середине 1780-х годов начал архитектор Чарльз Камерон. Ее замысел и первоначальный проект принадлежал, вероятно, как В. И. Неелову, так и Антонио Ринальди.
Сегодня судить о замысле Китайской деревни, сложившемся в 1770-х годах, можно лишь по сохранившимся чертежам. Многое из первоначально задуманного не было осуществлено, после смерти Екатерины II в 1796 году работы были приостановлены. Они возобновились в 1818 году, когда Александр I попросил Василия Стасова перестроить деревню, чтобы предоставлять в ней жильё своим гостям. Облик деревни претерпел при перестройках значительные искажения.
Из 18-ти одноэтажных домиков удалось полностью отстроить только 10, которые затем В. П. Стасов соединил попарно и перепланировал внутри, приспособив под жилье. Восьмиугольный павильон-обсерватория, проект которого был заимствован из гравированного изображения китайской пагоды, был завершен сферическим куполом, сохранявшимся до 1941 года. Роль бельведера играл Большой каприз, из беседки на вершине которого можно было обозревать царскосельские парки.