Виртуальные выставки

Расширенный поиск по коллекциям

Раздел коллекции

Период

Жанры и сюжеты

Китай и его наследие в русском искусстве. Из собрания Русского музея

Виртуальная выставка, подготовленная к 75-летию со дня подписания договора о дружбе между СССР и Китайской Народной Республикой, объединяет более 250 произведений, посвященных Китаю, китайскому искусству в собрании Русского музея и некоторым страницам российско-китайских отношений.

Подробнее

14 февраля 1950 года в Москве был подписан договор о дружбе, союзе и взаимопомощи между Советским Союзом и Китайской Народной Республикой. СССР был первым государством, установившим официальные дипломатические отношения с провозглашенной в 1949 году КНР.

Виртуальная выставка «Китай и его наследие в русском искусстве» приурочена к этой важнейшей дате в истории российско-китайских отношений. Обращение к этой теме неслучайно. Именно в Русском музее хранится историческое полотно  «Во имя мира (Подписание договора о дружбе, союзе и взаимопомощи между Советским Союзом и Китайской Народной Республикой)», написанное в 1950 году группой художников под руководством В. И. Вихтинского. На масштабном полотне изображены главные лица двух крупнейших держав социалистического лагеря ‒ И. В. Сталин и Мао Цзедун, министры иностранных дел обеих стран, подписавшие договор ‒ А.Я.Вышинский и Чжоу Эньлай, видные государственные деятели СССР и КНР.

Уже в петровское время китайское искусство являлось объектом восхищения и коллекционирования. Китайские шелка и одежда из них, изделия из фарфора, каменные настольные украшения, роскошные ширмы, лаковые изделия — это лишь неполный перечень того, что украшало быт Петра I. Известно, что стены комнат в Летнем дворце были затянуты китайскими обоями, а археологические находки в Летнем саду свидетельствуют, что двор пользовался китайской фарфоровой посудой. В настоящее время в Летнем дворце Петра I, входящем в комплекс дворцов Русского музея, представлены различные произведения китайского искусства конца XVII ‒ начала XVIII века. Особый интерес представляют вышитые шелковые панно с благопожелательной символикой. В Зеленом кабинете Летнего дворца, задуманном Петром I как кабинет редкостей, экспонируются редкие произведения китайского декоративно-прикладного искусства.

Во второй половине XVIII века в русской архитектуре получил распространение «китайский стиль» (шинуазри). Во времена Екатерины Великой в Александровском парке Царского Села в 1780-е годы было начато строительство Китайской деревни, несколько видов которой хранятся в собрании Русского музея.

В начале XIX века (1803–1805) графом Юрием Головкиным была осуществлена экспедиция, результатом которой стал альбом Андрея Мартынова (1768–1826) „Живописное путешествие от Москвы до Китайской границы“ и ряд других серий литографий и рисунков, значительная часть которых представлена в виртуальной экспозиции.

Еще в эпоху Петра I, в середине 1710-х годов, в Пекин прибыла первая Русская духовная миссия. Она совмещала в себе миссионерские, просветительские, дипломатические функции, проводила научные исследования, а также занималась изучением политической и экономической обстановки в Китае. В собрании Русского музея находится уникальный рисунок неизвестного автора «Прием китайскими генералами архимандрита Грибовского и капитана Игумнова в Урге в 1794 году». В 1830–1841 годах при Русской духовной миссии в Пекине служил художником Антон Легашов, в собрании музея хранится несколько портретов и пейзажей, выполненных в этот период.

В начале 1900-х годов в Китае работали Николай Кравченко и Александр Чирков, написавший масштабное полотно «Обед китайских рабочих».

В Русском музее хранятся также театральные эскизы костюмов и декораций Александра Бенуа к опере И. Ф. Стравинского «Соловей» на сюжет сказки Г. Х. Андерсена, действие которой происходит в китайском императорском дворце. Бенуа считал «Соловья» одной из лучших своих работ, в нем выразилось восхищение художника китайским искусством и лубком. Премьера состоялась в 1914 году на сцене Театра Елисейских Полей в рамках «Русских сезонов» С. П. Дягилева. 

В повести «Китайский секрет», написанной в 1929 году художницей по росписи фарфора Еленой Данько, рассказывается, как в разных странах Европы монахи, алхимики, властители и учёные пытались раскрыть тайну китайского фарфора. Художник Николай Лапшин в 1930-е годы проиллюстрировал эту книгу тушью при помощи крохотных рисунков-ремарок и подготовил несколько вариантов обложек, хранящихся в фондах Русского музея.

С момента провозглашения в 1949 году Китайской Народной Республики между Китаем и Советским Союзом были налажены теснейшие контакты во всех сферах жизни: от экономики до культуры. Многие советские художники получили возможность побывать в зарубежной творческой командировке и посетить КНР. В конце ноября 1956 года группа советских художников, в которую входил Владимир Богаткин, выехала в Китай. По итогам этой поездки им был создан альбом автолитографий «По Китаю», объединивший 35 листов, в которых отражены впечатления художника от посещения Пекина, Нанкина, Шанхая, Сучжоу, Ханчжоу, Гуаньчжоу (Кантона) и Уханя.

В виртуальной выставке также можно увидеть иллюстрации к книге Е.Тимковского «Путешествие в Китай через Монголию в 1820-1821 годах», серию рисунков Николая Гриценко, созданные в Китае весной 1891 года во время Восточного путешествия цесаревича Николая Александровича (будущего императора Николая II), фарфоровые изделия заводов Батенина и братьев Корниловых, украшенные в китайском стиле («шинуазри»), гравюры и плакаты о событиях в Китае в XX веке, образы китайских студентов, в большом количестве обучавшихся в СССР после подписания договора о дружбе 1950 года, и многие другие произведения.


Все произведения
Период:

Вид искусства:

Всего: 259
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Ваза
Ваза
1622-1662
ГРМ
Чайник с крышкой
Чайник с крышкой
1661–1722
ГРМ
Ваза
Ваза
1622-1722
ГРМ
Панно
Панно
Конец XVII в
ГРМ
Панно
Панно
Конец XVII в
ГРМ
Панно
Панно
Конец XVII в
ГРМ
Панно
Панно
Конец XVII в
ГРМ
Панно
Панно
Конец XVII в
ГРМ
Панно
Панно
Конец XVII в
ГРМ
Панно
Панно
Конец XVII в
ГРМ
Панно
Панно
Конец XVII в.
ГРМ
Панно
Панно
Конец XVII в
ГРМ
Панно
Панно
Конец XVII в
ГРМ
Блюдо с изображением пионов и бабочек
Блюдо с изображением пионов и бабочек
1662-1722
ГРМ
Ваза
Ваза
Конец XVII века
ГРМ
Ваза декоративная без крышки
Ваза декоративная без крышки
Конец XVII века
ГРМ
Блюдце с изображением лисы и цветов
Блюдце с изображением лисы и цветов
Конец XVII — начало XVIII века
ГРМ
Блюдце с изображением птицы и цветов
Блюдце с изображением птицы и цветов
Конец XVII — первая четверть XVIII века
ГРМ
Блюдце с изображением птицы и цветов
Блюдце с изображением птицы и цветов
Конец XVII — начало XVIII века
ГРМ
Блюдце с изображением утки и цветов
Блюдце с изображением утки и цветов
Конец XVII — начало XVIII века
ГРМ
Китай в XVIII-XIX веках


Период:

Вид искусства:

Всего: 62
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
В китайской деревне
Хюлльман
В китайской деревне
XVIII - XIX век (?)
ГРМ
Прием китайскими генералами архимандрита Грибовского и капитана Игумнова в Урге в 1794 году
Неизвестный художник
Прием китайскими генералами архимандрита Грибовского и капитана Игумнова в Урге в 1794 году
1800-е
ГРМ
Фейерверк в Пекине в 1795 году
Неизвестный художник
Фейерверк в Пекине в 1795 году
1800-е
ГРМ
Портрет Амбан-Вана, зятя китайского императора, наследственного вице-короля Монголии
Александров И. П.
Портрет Амбан-Вана, зятя китайского императора, наследственного вице-короля Монголии
1807
ГРМ
Портрет ургинского вана Юн-Дун-Доржи
Александров И. П.
Портрет ургинского вана Юн-Дун-Доржи
1807
ГРМ
Трое китайцев на телеге с кожами
Мартынов А. Е.
Трое китайцев на телеге с кожами
1808
ГРМ
Знатный Китаец и Китайская Госпожа
Неизвестный гравер
Знатный Китаец и Китайская Госпожа
Первая половина XIX века
ГРМ
Китаецъ исправляющiй должность Дворецкаго. Китайскiй Императоръ
Неизвестный гравер
Китаецъ исправляющiй должность Дворецкаго. Китайскiй Императоръ
Первая половина XIX
ГРМ
Китайскiй нищiй. Кукольный комедiантъ въ Китаѣ
Неизвестный гравер
Китайскiй нищiй. Кукольный комедiантъ въ Китаѣ
Первая половина XIX века
ГРМ
Китайские купцы
Корнеев Е. М.
Китайские купцы
1812
ГРМ
7 изображений. 1-2. Бонзы китайские. 3. Дитя китайское. 4. Китайский купец. 5. Парзис. 6. Бенгалец. 7. Армянин
Скотников Е. О.
7 изображений. 1-2. Бонзы китайские. 3. Дитя китайское. 4. Китайский купец. 5. Парзис. 6. Бенгалец. 7. Армянин
1813
ГРМ
Вид улицы в Маймачене во премя празднества Белого месяца / Маймачен
Мартынов А. Е.
Вид улицы в Маймачене во премя празднества Белого месяца / Маймачен
1819
ГРМ
Горы на Китайской границе
Мартынов А. Е.
Горы на Китайской границе
1819
ГРМ
Китайская беседка в саду... князя Александра Борисовича Куракина в селе его Надеждине
Иванов В. И.
Китайская беседка в саду... князя Александра Борисовича Куракина в селе его Надеждине
1820
ГРМ
Китайская повозка
Мартынов А. Е.
Китайская повозка
1822–1823
ГРМ
Китайская повозка
Мартынов А. Е.
Китайская повозка
1822–1823
ГРМ
Китайская почта
Мартынов А. Е.
Китайская почта
1822–1823
ГРМ
Лагерь русского посольства
Мартынов А. Е.
Лагерь русского посольства
1822–1823
ГРМ
Лагерь русского посольства
Мартынов А. Е.
Лагерь русского посольства
1822–1823
ГРМ
Приближение русского посольства к Угре
Мартынов А. Е.
Приближение русского посольства к Угре
1822–1823
ГРМ
Китай. XX век


Период:

Вид искусства:

Всего: 67
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Бегство вдовствующей Китайской императрицы
Мастерская М. Т. Соловьева
Бегство вдовствующей Китайской императрицы
1900
ГРМ
Мирное завоевание русских в Китае
Неизвестный художник
Мирное завоевание русских в Китае
1900
ГРМ
Нападение китайских мятежников на иностранцев в Пекине
Литографская мастерская И. Д. Сытина
Нападение китайских мятежников на иностранцев в Пекине
1900
ГРМ
По окончании усмирения восстания «Большого Кулака» в Китае
Неизвестный художник
По окончании усмирения восстания «Большого Кулака» в Китае
1901
ГРМ
Китаец
Кравченко Н. И.
Китаец
1902 (?)
ГРМ
Китаец с трубкой
Кравченко Н. И.
Китаец с трубкой
1902 (?)
ГРМ
Китайский музыкант Ла-Чин
Кравченко Н. И.
Китайский музыкант Ла-Чин
1902 (?)
ГРМ
Китайский солдат
Кравченко Н. И.
Китайский солдат
1902
ГРМ
Китаянка
Кравченко Н. И.
Китаянка
1902
ГРМ
Обед китайских рабочих
Чирков А. И.
Обед китайских рабочих
1902
ГРМ
Полицейский в Пекине
Кравченко Н. И.
Полицейский в Пекине
1902 (?)
ГРМ
Китайцы приветствуют японскую армию после оккупации Ляо-Яна
Неизвестный художник
Китайцы приветствуют японскую армию после оккупации Ляо-Яна
1904
ГРМ
Китайская кухня-палатка в Маймайкае
Бакмансон Г. К.
Китайская кухня-палатка в Маймайкае
1905
ГРМ
Натюрморт с китайской вазой
Куприн А. В.
Натюрморт с китайской вазой
1922
ГРМ
Китайский квартал в Мурманске
Фан-дер-Флит Н. К.
Китайский квартал в Мурманске
1928
ГРМ
На помощь жертвам белого террора в Китае
Буланов Д. А.
На помощь жертвам белого террора в Китае
1928
ГРМ
На улице. Жанровая сцена
Левитон Р. М.
На улице. Жанровая сцена
Конец 1920-х
ГРМ
Голова китайца
Великанов Ю. П.
Голова китайца
1930
ГРМ
Китай на пути освобождения от империализма
Дейнека А. А.
Китай на пути освобождения от империализма
1930
ГРМ
Обучение боксеров стрельбе
Кравченко Н. И.
Обучение боксеров стрельбе
Не позднее 1930
ГРМ
Путешествия в Китай

Еще в эпоху Петра I, в середине 1710-х годов, в Пекин прибыла первая Русская духовная миссия. Она совмещала в себе миссионерские, просветительские, дипломатические функции, проводила научные исследования, а также занималась изучением политической и экономической обстановки в Китае. В 1830–1841 годах при Русской духовной миссии в Пекине служил художником Антон Легашов, в собрании музея хранится несколько портретов и пейзажей, выполненных в этот период.

Подробнее

В начале XIX века (1803–1805) графом Юрием Головкиным была осуществлена экспедиция, результатом которой стал альбом Андрея Мартынова (1768–1826) „Живописное путешествие от Москвы до Китайской границы“ и ряд других серий литографий и рисунков, значительная часть которых представлена в виртуальной экспозиции.

С момента провозглашения в 1949 году Китайской Народной Республики между Китаем и Советским Союзом были налажены теснейшие контакты во всех сферах жизни: от экономики до культуры. Многие советские художники получили возможность побывать в зарубежной творческой командировке и посетить КНР. В конце ноября 1956 года группа советских художников, в которую входил Владимир Богаткин, выехала в Китай. По итогам этой поездки им был создан альбом автолитографий «По Китаю», объединивший 35 листов, в которых отражены впечатления художника от посещения Пекина, Нанкина, Шанхая, Сучжоу, Ханчжоу, Гуаньчжоу (Кантона) и Уханя.


Период:

Вид искусства:

Всего: 64
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Трое китайцев на телеге с кожами
Мартынов А. Е.
Трое китайцев на телеге с кожами
1808
ГРМ
Вид улицы в Маймачене во премя празднества Белого месяца / Маймачен
Мартынов А. Е.
Вид улицы в Маймачене во премя празднества Белого месяца / Маймачен
1819
ГРМ
Горы на Китайской границе
Мартынов А. Е.
Горы на Китайской границе
1819
ГРМ
Китайская повозка
Мартынов А. Е.
Китайская повозка
1822–1823
ГРМ
Китайская повозка
Мартынов А. Е.
Китайская повозка
1822–1823
ГРМ
Китайская почта
Мартынов А. Е.
Китайская почта
1822–1823
ГРМ
Лагерь русского посольства
Мартынов А. Е.
Лагерь русского посольства
1822–1823
ГРМ
Лагерь русского посольства
Мартынов А. Е.
Лагерь русского посольства
1822–1823
ГРМ
Приближение русского посольства к Угре
Мартынов А. Е.
Приближение русского посольства к Угре
1822–1823
ГРМ
Сановник в паланкине
Мартынов А. Е.
Сановник в паланкине
1822–1823
ГРМ
Сановник, путешествующий со свитой
Мартынов А. Е.
Сановник, путешествующий со свитой
1822–1823
ГРМ
Телега, нагруженная бараньими шкурами
Мартынов А. Е.
Телега, нагруженная бараньими шкурами
1822–1823
ГРМ
Манжуръ в придворномъ платьѣ
Ческий И. В.
Манжуръ в придворномъ платьѣ
1824
ГРМ
Титульный лист книги Е. Тимковского «Путешествие въ Китай чрезъ Монголiю. въ С.Петербургѣ 1824»
Ческий И. В.
Титульный лист книги Е. Тимковского «Путешествие въ Китай чрезъ Монголiю. въ С.Петербургѣ 1824»
1820-1824 (?)
ГРМ
Портрет молодого китайца
Легашов А. М.
Портрет молодого китайца
1830-е
ГРМ
Портрет молодого китайца
Легашов А. М.
Портрет молодого китайца
1830-е
ГРМ
Китаец, курящий трубку
Мазер К.-П.
Китаец, курящий трубку
1849
ГРМ
Китайское кладбище
Легашов А. М.
Китайское кладбище
1855
ГРМ
Китайский город
Легашов А. М.
Китайский город
1864
ГРМ
Вид на пути из Гонконга в Кантон
Гриценко Н. Н.
Вид на пути из Гонконга в Кантон
1891
ГРМ
А. Мартынов. Путешествие... до китайской границы (1805)

Еще в самом начале XIX века (1803–1805) графом Юрием Головкиным была осуществлена экспедиция, результатом которой стал альбом Андрея Мартынова (1768–1826) „Живописное путешествие от Москвы до Китайской границы“,— офорты, сопровождаемые текстами автора. Евгения Петрова. Путешествия русских художников по миру // Вокруг света с мольбертом. СПб. 2009. С. 10.

Подробнее

В путешествие с посольством графа Ю. А. Головкина в Китай летом 1805 года Мартынов, назначенный главным художником (под его началом находились Тимофей Васильев и Иван Александров, молодые выпускники Академии), отправился уже зрелым, состоявшимся мастером — ему было 37 лет, уже десять лет как он был удостоен звания академика. <...> Новому путешествию предстояло раскрыть в художнике дарование графика (акварелиста и гравера). До него Мартынов был, прежде всего, живописцем. <...> Именно практические соображения диктовали выбор техники, позволяющей быстро работать в условиях постоянных переездов. Следование натуре, точность и достоверность в фиксации видов, этнографических зарисовках местных народностей, фауны и флоры составляли главное достоинство материалов, привезенных из путешествий и экспедиций. Наталия Соломатина. Пространства Андрея Мартынова // Андрей Ефимович Мартынов. СПб, 2014. С. 5-6.

Посольству не удалось выполнить свое главное назначение — добиться важных уступок для благоприятного ведения торговли России в этом регионе. <...> Посольский лагерь, простояв несколько месяцев в ожидании, не продвинулся дальше города Урги (современный Улан-Батор). Было принято решение вернуться в Россию. Как дипломатическая миссия посольство потерпело явную неудачу, но как продолжительное путешествие, давшее Мартынову-художнику множество ярких впечатлений, огромное количество натурного материала, который затем на протяжении почти двух десятилетий использовался им в творчестве, эту поездку трудно переоценить*. <...>

Вскоре после возвращения, в 1808 году, художник выпустил серию гравюр, изображающих типы народов России и Монголии. Одновременно с работой над ней в 1806–1810 годах он исполнил станковые акварели большого формата, а в 1819 году издал альбом офортов «Живописное путешествие от Москвы до Китайской границы» (сохранился и альбом акварелей, послуживших оригиналами). В 1822– 1823 вышла в свет еще одна серия, состоящая как из типажных, так и видовых изображений, уже в технике литографии, которую успешно освоил Мартынов в начале 1820-х годов. Наталия Соломатина. Пространства Андрея Мартынова // Андрей Ефимович Мартынов. СПб, 2014. С. 6-7.

* Петрова Е. Художник Андрей Мартынов // Сибирские огни. 1974. № 7. С. 167.


Период:

Всего: 12
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Трое китайцев на телеге с кожами
Мартынов А. Е.
Трое китайцев на телеге с кожами
1808
ГРМ
Вид улицы в Маймачене во премя празднества Белого месяца / Маймачен
Мартынов А. Е.
Вид улицы в Маймачене во премя празднества Белого месяца / Маймачен
1819
ГРМ
Горы на Китайской границе
Мартынов А. Е.
Горы на Китайской границе
1819
ГРМ
Китайская повозка
Мартынов А. Е.
Китайская повозка
1822–1823
ГРМ
Китайская повозка
Мартынов А. Е.
Китайская повозка
1822–1823
ГРМ
Китайская почта
Мартынов А. Е.
Китайская почта
1822–1823
ГРМ
Лагерь русского посольства
Мартынов А. Е.
Лагерь русского посольства
1822–1823
ГРМ
Лагерь русского посольства
Мартынов А. Е.
Лагерь русского посольства
1822–1823
ГРМ
Приближение русского посольства к Угре
Мартынов А. Е.
Приближение русского посольства к Угре
1822–1823
ГРМ
Сановник в паланкине
Мартынов А. Е.
Сановник в паланкине
1822–1823
ГРМ
Сановник, путешествующий со свитой
Мартынов А. Е.
Сановник, путешествующий со свитой
1822–1823
ГРМ
Телега, нагруженная бараньими шкурами
Мартынов А. Е.
Телега, нагруженная бараньими шкурами
1822–1823
ГРМ
Декоративно-прикладное искусство

Китайское искусство являлось объектом восхищения и коллекционирования еще со времен Петра I. Китайские шелка и одежда из них, фарфор, изделия из бронзы, каменные настольные украшения, лаковые изделия украшали быт Петра I. 

 

Подробнее

Китайская фарфоровая посуда, ткани стали символами роскоши и изысканности. Они попали в моду в силу своей уникальности и необычности в глазах европейцев. Коллекционеры и дипломаты активно привозили предметы китайского искусства в Россию. В Китай тянулись караваны с русскими товарами, а обратно везли китайские. Для урегулирования торговых отношений в Китай при Петре I несколько раз отправляли посольства, которые возвращались с подарками для Петра I.

Китайские шелка и одежда из них, фарфор — флакончики, пиалы, блюдца, изделия из бронзы, каменные настольные украшения, механические игрушки, роскошные ширмы, лаковые изделия — это лишь неполный перечень того, что украшало быт Петра I. Известно, что стены комнат в Летнем дворце были затянуты китайскими обоями. Кроме того, многочисленные археологические находки в Летнем саду свидетельствуют, что двор пользовался китайской фарфоровой посудой.

В настоящее время в Летнем дворце Петра I представлены различные произведения китайского искусства конца XVII — начала XVIII века. Среди них выделяются шелковые панно, которые до начала XX века хранились в Екатерингофском дворце, являвшемся хранилищем подлинных петровских вещей, доставленных туда из различных дворцов. Предположительно, шелка происходили из Второго Летнего дворца или из дворца Анны Иоанновны в Летнем саду. В начале XX века в Екатерингофском дворце случился пожар, а спасенные фрагменты китайских обоев вернулись в Летний дворец в 1948 году. Ввиду того, что обои сохранились фрагментарно, в интерьерах Летнего дворца они представлены как отдельные декоративные панно, вставленные в рамы. Особый интерес представляют вышитые шелковые панно с благопожелательной символикой. Исполненные в редкой технике «живопись иглой» по шёлку, эти панно демонстрируются в Приемной Екатерины на втором этаже Летнего дворца Петра I.

В Зеленом кабинете Летнего дворца, задуманном Петром I как кабинет редкостей, в подлинных витринах петровского времени, экспонируются редкие произведения китайского декоративно-прикладного искусства: фарфоровые чайники, ложки, вазочки, настольные украшения из камня-жировика,  миниатюрная скульптура «Лев Фо». Кроме того, в интерьерах Летнего дворца представлены китайские вазы конца XVII — начала XVIII века, в том числе и так называемые вазы «зеленого семейства».

В 1830-е годы живописцы фарфорового завода Ф. С. Батенина, выпускавшего свою продукцию в Петербурге, едва ли не держали пальму первенства среди частных заводов в обращении к сюжетам "шинуазри". Сценки из жизни "китайцев", экзотические пейзажи и архитектура давали повод для создания красочных композиций. Живопись в этом стиле "шинуазри" выполнялась преимущественно на невысоких чашках, вазах, чайниках. Вокруг их корпуса размещаются изображения стилизованных заморских растений, восточных пагод, беседок, фантастических птиц и фигур китайцев. 


Период:

Вид искусства:

Всего: 76
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Ваза
Ваза
1622-1662
ГРМ
Чайник с крышкой
Чайник с крышкой
1661–1722
ГРМ
Ваза
Ваза
1622-1722
ГРМ
Панно
Панно
Конец XVII в
ГРМ
Панно
Панно
Конец XVII в
ГРМ
Панно
Панно
Конец XVII в
ГРМ
Панно
Панно
Конец XVII в
ГРМ
Панно
Панно
Конец XVII в
ГРМ
Панно
Панно
Конец XVII в
ГРМ
Панно
Панно
Конец XVII в
ГРМ
Панно
Панно
Конец XVII в.
ГРМ
Панно
Панно
Конец XVII в
ГРМ
Панно
Панно
Конец XVII в
ГРМ
Блюдо с изображением пионов и бабочек
Блюдо с изображением пионов и бабочек
1662-1722
ГРМ
Ваза
Ваза
Конец XVII века
ГРМ
Ваза декоративная без крышки
Ваза декоративная без крышки
Конец XVII века
ГРМ
Блюдце с изображением лисы и цветов
Блюдце с изображением лисы и цветов
Конец XVII — начало XVIII века
ГРМ
Блюдце с изображением птицы и цветов
Блюдце с изображением птицы и цветов
Конец XVII — начало XVIII века
ГРМ
Блюдце с изображением птицы и цветов
Блюдце с изображением птицы и цветов
Конец XVII — первая четверть XVIII века
ГРМ
Блюдце с изображением утки и цветов
Блюдце с изображением утки и цветов
Конец XVII — начало XVIII века
ГРМ
«Китайский стиль» (шинуазри)

Во второй половине XVIII века в русской архитектуре получил распространение «китайский стиль» (шинуазри). Во времена Екатерины Великой в Александровском парке Царского Села в 1780-е годы было начато строительство Китайской деревни, несколько видов которой, в том числе акварели Михаила Иванова, хранятся в собрании Русского музея.

В ХIХ веке «китайский стиль» становится популярным и в фарфоре в связи с закрепившейся на русской почве китайской традицией чаепития. Русские мастера изучали технические приемы китайских специалистов по фарфору, использовали отдельные персонажи восточной культуры, внося свое прочтение и понимание. В Русском музее хранятся фарфоровые сервизы и отдельные предметы, выполненные на фарфоровых заводах Батенина и братьев Корниловых.

Подробнее

Китайская деревня в Царском Селе

В Александровском парке Царского Села за Крестовым каналом располагается Китайская деревня, строительство которой в середине 1780-х годов начал архитектор Чарльз Камерон. Ее замысел и первоначальный проект принадлежал, вероятно, как В. И. Неелову, так и Антонио Ринальди.

Сегодня судить о замысле Китайской деревни, сложившемся в 1770-х годах, можно лишь по сохранившимся чертежам. Многое из первоначально задуманного не было осуществлено, после смерти Екатерины II в 1796 году работы были приостановлены. Они возобновились в 1818 году, когда Александр I попросил Василия Стасова перестроить деревню, чтобы предоставлять в ней жильё своим гостям. Облик деревни претерпел при перестройках значительные искажения.

Из 18-ти одноэтажных домиков удалось полностью отстроить только 10, которые затем В. П. Стасов соединил попарно и перепланировал внутри, приспособив под жилье. Восьмиугольный павильон-обсерватория, проект которого был заимствован из гравированного изображения китайской пагоды, был завершен сферическим куполом, сохранявшимся до 1941 года. Роль бельведера играл Большой каприз, из беседки на вершине которого можно было обозревать царскосельские парки.


Период:

Вид искусства:

Всего: 27
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Царское Село. В парке. Вид на Китайскую деревню
Иванов М. М.
Царское Село. В парке. Вид на Китайскую деревню
Конец XVIII - начало XIX века
ГРМ
Царское Село. Китайская деревня
Иванов М. М.
Царское Село. Китайская деревня
Конец XVIII - начало XIX века
ГРМ
Царское Село. Китайская деревня и «Большой каприз» в Екатерининском парке
Иванов М. М.
Царское Село. Китайская деревня и «Большой каприз» в Екатерининском парке
Конец XVIII - начало XIX века
ГРМ
Ваза амфорная с китайскими сценами в круглых медальонах
Фарфоровый завод Батенина
Ваза амфорная с китайскими сценами в круглых медальонах
1830-е
ГРМ
Ваза амфорная с китайскими сценами в круглых медальонах
Фарфоровый завод Батенина
Ваза амфорная с китайскими сценами в круглых медальонах
1830-е
ГРМ
Флакон в виде играющего на тарелках китайца
Фарфоровый завод Гарднера
Флакон в виде играющего на тарелках китайца
1830-е
ГРМ
Флакон в виде играющего на тарелках китайца
Фарфоровый завод Гарднера
Флакон в виде играющего на тарелках китайца
1830-е
ГРМ
Флакон в виде играющего на тарелках китайца
Фарфоровый завод Гарднера
Флакон в виде играющего на тарелках китайца
1830-е
ГРМ
Чашка с блюдцем из сервиза с изображением китайцев
Фарфоровый завод Батенина
Чашка с блюдцем из сервиза с изображением китайцев
1830-е
ГРМ
Чашка с блюдцем с изображением драконов и масок букраний
Фарфоровый завод братьев Корниловых
Чашка с блюдцем с изображением драконов и масок букраний
1835–1843
ГРМ
Чашка с блюдцем цилиндрическая с раструбом с фигурами китаянок
Фарфоровый завод Батенина
Чашка с блюдцем цилиндрическая с раструбом с фигурами китаянок
1830-е
ГРМ
Чашка с блюдцем в стиле шинуазри
Фарфоровый завод Гарднера
Чашка с блюдцем в стиле шинуазри
1830–1840-е
ГРМ
Чашка с блюдцем с изображением стилизованных драконов и цветов
Фарфоровый завод братьев Корниловых
Чашка с блюдцем с изображением стилизованных драконов и цветов
1835–1843
ГРМ
Нижний Новгород. Китайские ярмарочные ряды
Неизвестный художник
Нижний Новгород. Китайские ярмарочные ряды
XIX век (?)
ГРМ
Чайник с крышкой в стиле шинуазри
Фарфоровый завод Гарднера
Чайник с крышкой в стиле шинуазри
1850–1860-е
ГРМ
Блюдце. Из сервиза с декором в китайском стиле («шинуазри»)
Фарфоровый завод братьев Корниловых
Блюдце. Из сервиза с декором в китайском стиле («шинуазри»)
1865–1884
ГРМ
Блюдце. Из сервиза с декором в китайском стиле («шинуазри»)
Фарфоровый завод братьев Корниловых
Блюдце. Из сервиза с декором в китайском стиле («шинуазри»)
1865–1884
ГРМ
Полоскательница. Из сервиза с декором в китайском стиле («шинуазри»)
Фарфоровый завод братьев Корниловых
Полоскательница. Из сервиза с декором в китайском стиле («шинуазри»)
1865–1884
ГРМ
Сливочник. Из сервиза с декором в китайском стиле («шинуазри»)
Фарфоровый завод братьев Корниловых
Сливочник. Из сервиза с декором в китайском стиле («шинуазри»)
1865–1884
ГРМ
Чашка. Из сервиза с декором в китайском стиле («шинуазри»)
Фарфоровый завод братьев Корниловых
Чашка. Из сервиза с декором в китайском стиле («шинуазри»)
1865–1884
ГРМ
Театр

В Русском музее хранятся эскизы костюмов и декораций Александра Бенуа к опере И. Ф. Стравинского "Соловей". Либретто было написано Степаном Митусовым на сюжет сказки Г. Х. Андерсена о соловье, жившем у китайского императора. В спектакле, премьера которого состоялась 26 мая 1914 года в Париже на сцене Театра Елисейских Полей в рамках "Русских сезонов" С.П.Дягилева, выразилось восхищение художника китайским искусством и лубком. Бенуа считал «Соловья» одной из лучших своих работ. 

 

Подробнее

Из воспоминаний А. Н. Бенуа о работе над постановкой оперы «Соловей»:  «Мне очень нравилось то, как Стравинский и Митусов „уложили“ сказку в оперное либретто. Мне это давало возможность излить весь мой восторг от дальневосточного искусства — как в передаче приморского пейзажа, так и в изображении тронного зала в „фарфоровом“ дворце и золотой, залитой солнцем, царской опочивальни. Сначала я было решил держаться стиля тех chinoi-series*, которые были в ходу в XVIII в.; но по мере работы меня стала немного раздражать их слишком явная нелепость, и в мою постановку стали проникать отражения моего увлечения подлинно китайским. В смысле костюмов неоцененным материалом мне послужили раскрашенные китайские лубки, коих у меня было великое множество — ими меня когда-то одарил ездивший во время войны в Маньчжурию С. С. Боткин. В конце концов у меня получилось нечто далекое от педантичной точности, весьма смешанное, но и нечто вполне соответствовавшее музыке Стравинского, в которой великолепный китайский марш, занимающий половину второго акта, а также обе серии Соловья и Смерти как бы выдают известный „стиль подлинности“, тогда как все остальное выдержано скорее на „европейский“ лад.

Работа над „Соловьем“ доставила мне огромное наслаждение. Только этим наслаждением я и объясняю себе теперь то, как мог я с ней в ту зиму справиться, как мог я совместить ее с напряженной работой над „Хозяйкой гостиницы“ для Художественного театра и с научными трудами, связанными с созданием моей „Истории живописи“

Костюмы я рисовал в своем довольно светлом номере московской «Национальной» гостиницы; декорации я скомпоновал во время своих побывок в Петербурге, и сделал я все эти эскизы в необычайную для себя величину. Самую живопись для сцены я поручил симпатичнейшему и весьма искусному художнику Н. Б. Шарбе, который их и привез с бесчисленной бутафорией в Париж, частью пользуясь дипломатической вализой. К этому моменту и я сам вырвался из Москвы и приехал в Париж, где шли наши репетиции»Александр Бенуа. Мои воспоминания. Том 2. М., 1980. С. 534-535.

* Увлечений китайщиной (франц.)

«Особенно меня радовало то, что получалось из Китайского марша у начинающего тогда свою балетмейстерскую деятельность Б. Г. Романова...  <...> По моему плану надлежало в строгом соответствии с музыкальными кусками выступать из кулис звеньями длиннейшей процессии. Она начиналась с „танцовщиков Его Китайского Величества“ и кончалась появлением под гигантским черным с лиловым зонтом самого государя — в окружении мандаринов первого ранга, облаченных в черные халаты. По мере выступления „придворной балетной труппы“ каждая группа, сделав два тура по сцене, располагалась затем на полу, внутри огороженного зажженными фонариками специального пространства, образуя собой пестрый и роскошный живой цветник, подчеркивающий своими движениями разные моменты развертывающегося затем действия. Романов с редкой чуткостью понял мои намерения, и уже до того, как артисты надели костюмы, эта длинная сцена выходила удивительно волнующей. На спектакле же, когда все это повторилось во всей яркости причудливых одежд под огромными голубыми фонарями-люстрами, на фоне белых с синим фарфоровых колонн, когда из-под зонта выступило все сверкавшее золотом и драгоценностями Богдыханское Величество, собравшиеся же подданные поверглись перед ним ниц, то эффект получился такой силы, какой я и сам не ожидал! И, пожалуй, в первый раз тогда за всю мою театральную карьеру я почувствовал какое-то „умиление“ перед собственным произведением…» Александр Бенуа. Мои воспоминания. Том 2. М., 1980. С. 536.


Период:

Вид искусства:

Всего: 25
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Иллюстрация для книги «Игрушки». Китайский театр
Нарбут Е. И.
Иллюстрация для книги «Игрушки». Китайский театр
1911
ГРМ
«Кухарочка»
Бенуа А. Н.
«Кухарочка»
1914
ГРМ
Берег моря
Бенуа А. Н.
Берег моря
1914
ГРМ
Ваза
Бенуа А. Н.
Ваза
1914
ГРМ
Ваза
Бенуа А. Н.
Ваза
1914
ГРМ
Зонтик
Бенуа А. Н.
Зонтик
1914
ГРМ
Император
Бенуа А. Н.
Император
1914
ГРМ
Китаец с зонтиком
Бенуа А. Н.
Китаец с зонтиком
1914
ГРМ
Придворный
Бенуа А. Н.
Придворный
1914
ГРМ
Придворный
Бенуа А. Н.
Придворный
1914
ГРМ
Придворный, несущий соловья
Бенуа А. Н.
Придворный, несущий соловья
1914
ГРМ
Рыбак
Бенуа А. Н.
Рыбак
1914
ГРМ
Танцовщица
Бенуа А. Н.
Танцовщица
1914
ГРМ
Фонарь
Бенуа А. Н.
Фонарь
1914
ГРМ
Человек с бичом
Бенуа А. Н.
Человек с бичом
1914
ГРМ
Эскиз декорации к опере Стравинского «Соловей»
Бенуа А. Н.
Эскиз декорации к опере Стравинского «Соловей»
1914
ГРМ
Эскиз декорации к опере с танцевальными интермедиями «Соловей»
Бенуа А. Н.
Эскиз декорации к опере с танцевальными интермедиями «Соловей»
1914
ГРМ
Эскиз костюма главной танцовщицы в процессии китайского императора для оперы Стравинского "Соловей"
Бенуа А. Н.
Эскиз костюма главной танцовщицы в процессии китайского императора для оперы Стравинского "Соловей"
1914
ГРМ
Эскиз костюма к опере с танцевальными интермедиями «Соловей»
Бенуа А. Н.
Эскиз костюма к опере с танцевальными интермедиями «Соловей»
1914
ГРМ
Эскиз костюма китайца к опере танцевальными интермедиями «Соловей»
Бенуа А. Н.
Эскиз костюма китайца к опере танцевальными интермедиями «Соловей»
1914
ГРМ
Книжные иллюстрации

В повести «Китайский секрет», написанной в 1929 году художницей по росписи фарфора Еленой Данько, рассказывается, как в разных странах Европы монахи, алхимики, властители и учёные пытались раскрыть тайну китайского фарфора. Художник Николай Лапшин в 1930-е годы проиллюстрировал эту книгу тушью при помощи крохотных рисунков-ремарок и подготовил несколько вариантов обложек, хранящихся в фондах Русского музея.


Период:

Вид искусства:

Всего: 20
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Манжурка въ придворномъ платьѣ
Ческий И. В.
Манжурка въ придворномъ платьѣ
1824
ГРМ
Манжуръ в придворномъ платьѣ
Ческий И. В.
Манжуръ в придворномъ платьѣ
1824
ГРМ
Монголъ Араши Тайцзи
Ческий И. В.
Монголъ Араши Тайцзи
1824
ГРМ
Титульный лист книги Е. Тимковского «Путешествие въ Китай чрезъ Монголiю. въ С.Петербургѣ 1824»
Ческий И. В.
Титульный лист книги Е. Тимковского «Путешествие въ Китай чрезъ Монголiю. въ С.Петербургѣ 1824»
1820-1824 (?)
ГРМ
Иллюстрация для книги «Игрушки». Китайский театр
Нарбут Е. И.
Иллюстрация для книги «Игрушки». Китайский театр
1911
ГРМ
Иллюстрация к китайской сказке
Черкесов Ю. Ю.
Иллюстрация к китайской сказке
1919
ГРМ
Обложка к книге А. Досвитного «Тюнгуй - революционный Китай»
Алексеев Н. В.
Обложка к книге А. Досвитного «Тюнгуй - революционный Китай»
1925
ГРМ
Вариант обложки к книге Е. Данько «Китайский секрет»
Лапшин Н. Ф.
Вариант обложки к книге Е. Данько «Китайский секрет»
1928 (?)
ГРМ
Обложка к книге Оскара Эрдберга «Китайские новеллы»
Дмитревский Н. П.
Обложка к книге Оскара Эрдберга «Китайские новеллы»
1928
ГРМ
Вариант обложки к книге Е. Данько «Китайский секрет»
Лапшин Н. Ф.
Вариант обложки к книге Е. Данько «Китайский секрет»
1933
ГРМ
Вариант обложки к книге Е. Данько «Китайский секрет»
Лапшин Н. Ф.
Вариант обложки к книге Е. Данько «Китайский секрет»
1933
ГРМ
Вариант обложки к книге Е. Данько «Китайский секрет»
Лапшин Н. Ф.
Вариант обложки к книге Е. Данько «Китайский секрет»
1936
ГРМ
Вариант обложки к книге Е. Данько «Китайский секрет»
Лапшин Н. Ф.
Вариант обложки к книге Е. Данько «Китайский секрет»
1930-е
ГРМ
Вариант обложки к книге Е. Данько «Китайский секрет»
Лапшин Н. Ф.
Вариант обложки к книге Е. Данько «Китайский секрет»
1930-е
ГРМ
Иллюстрация к книге Е. Данько «Китайский секрет»
Лапшин Н. Ф.
Иллюстрация к книге Е. Данько «Китайский секрет»
1939 (?)
ГРМ
Иллюстрация к книге Е. Данько «Китайский секрет»
Лапшин Н. Ф.
Иллюстрация к книге Е. Данько «Китайский секрет»
1939 (?)
ГРМ
Иллюстрация к книге Е. Данько «Китайский секрет»
Лапшин Н. Ф.
Иллюстрация к книге Е. Данько «Китайский секрет»
1939 (?)
ГРМ
Иллюстрация к книге Е. Данько «Китайский секрет»
Лапшин Н. Ф.
Иллюстрация к книге Е. Данько «Китайский секрет»
1939 (?)
ГРМ
Иллюстрация к книге Е. Данько «Китайский секрет»
Лапшин Н. Ф.
Иллюстрация к книге Е. Данько «Китайский секрет»
1939 (?)
ГРМ
Иллюстрация к книге Е. Данько «Китайский секрет»
Лапшин Н. Ф.
Иллюстрация к книге Е. Данько «Китайский секрет»
1939
ГРМ
В.Богаткин. "По Китаю" (1958)

С момента провозглашения в 1949 году Китайской Народной Республики между Китаем и Советским Союзом были налажены теснейшие контакты во всех сферах жизни: от экономики до культуры. Многие советские художники получили возможность побывать в зарубежной творческой командировке и посетить КНР. В конце ноября 1956 года группа советских художников, в которую входил Владимир Богаткин, выехала в Китай. По итогам этой поездки был создан альбом из автолитографий «По Китаю», объединивший 35 листов, в которых отражены впечатления художника от посещения Пекина, Нанкина, Шанхая, Сучжоу, Ханчжоу, Гуаньчжоу (Кантона) и Уханя.


Период:

Всего: 36
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
 Титульный лист альбома «По Китаю»
Богаткин В. В.
Титульный лист альбома «По Китаю»
1958
ГРМ
Лист №  1. Из альбома «По Китаю»
Богаткин В. В.
Лист № 1. Из альбома «По Китаю»
1958
ГРМ
Лист №  2. Дорога в северном Китае
Богаткин В. В.
Лист № 2. Дорога в северном Китае
1958
ГРМ
Лист №  3. ...Горы, пагоды, рисовые поля...
Богаткин В. В.
Лист № 3. ...Горы, пагоды, рисовые поля...
1958
ГРМ
Лист №  4. Маленькая деревня, мелькнувшая за окном вагона
Богаткин В. В.
Лист № 4. Маленькая деревня, мелькнувшая за окном вагона
1958
ГРМ
Лист №  5. Гора Юйцюаньшань в окрестностях Пекина
Богаткин В. В.
Лист № 5. Гора Юйцюаньшань в окрестностях Пекина
1958
ГРМ
Лист №  6. Базарчик в провинциальном городе
Богаткин В. В.
Лист № 6. Базарчик в провинциальном городе
1958
ГРМ
Лист №  7. Пекин. На улице Цаньмынь
Богаткин В. В.
Лист № 7. Пекин. На улице Цаньмынь
1958
ГРМ
Лист №  8. В старых районах Пекина
Богаткин В. В.
Лист № 8. В старых районах Пекина
1958
ГРМ
Лист №  9. У ворот Цаньмынь. Пекин
Богаткин В. В.
Лист № 9. У ворот Цаньмынь. Пекин
1958
ГРМ
Лист № 10. Новостройки - Пекинские Черемушки и Вечер в парке Ихэюань
Богаткин В. В.
Лист № 10. Новостройки - Пекинские Черемушки и Вечер в парке Ихэюань
1958
ГРМ
Лист № 11. Лестница к мавзолею Сунь Ятcена
Богаткин В. В.
Лист № 11. Лестница к мавзолею Сунь Ятcена
1958
ГРМ
Лист № 12. В старом квартале Нанкина
Богаткин В. В.
Лист № 12. В старом квартале Нанкина
1958
ГРМ
Лист № 13. Нанкин. Канал на окраине города
Богаткин В. В.
Лист № 13. Нанкин. Канал на окраине города
1958
ГРМ
Лист № 14. Шанхай. Набережная Хуанпу
Богаткин В. В.
Лист № 14. Шанхай. Набережная Хуанпу
1958
ГРМ
Лист № 15. Шанхай. На реке Сучжоу
Богаткин В. В.
Лист № 15. Шанхай. На реке Сучжоу
1958
ГРМ
Лист № 16. Шанхай. На реке Хуанпу
Богаткин В. В.
Лист № 16. Шанхай. На реке Хуанпу
1958
ГРМ
Лист № 17. Докер шанхайского порта
Богаткин В. В.
Лист № 17. Докер шанхайского порта
1958
ГРМ
Лист № 18. В устье реки Янцзы, большие рыбачьи джонки
Богаткин В. В.
Лист № 18. В устье реки Янцзы, большие рыбачьи джонки
1958
ГРМ
Лист № 19. Дедушка и внучек. Ханчжоу
Богаткин В. В.
Лист № 19. Дедушка и внучек. Ханчжоу
1958
ГРМ

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: