Коллекция онлайн


Панорама города Санкт-Петербурга. Вид с Петропавловской крепости на Дворцовую набережную

С рисунка Ж. Бернардацци. 1853


Центральный лист панорамы. Под изображением напечатан герб и текст с посвящением альбома Николаю I. Изображена Дворцовая набережная от дворца Кантемира до Мошкова переулка. Елена Филиппова // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 54.

Альбом состоит из пяти листов, представляющих единую панораму левобережной части Невы. Серия литографий, раскрашенных акварелью, выполнена по натурным рисункам ландшафтного архитектора Ж. Бернардацци. Композиционно все листы связаны в единую панораму. С колокольни Петропавловской крепости открывается вид на Неву и парадную часть левобережья от Смольного собора до устья реки. Вид сверху, захватывая часть крепостной стены и бастионов Петропавловской крепости, простирается вглубь, включая невские берега, Выборгскую, Литейную и Адмиралтейскую части Петербурга. На фоне парадных фасадов набережной изображены парусные суда, лодки, баржи, плоты. Через Неву перекинуты временные наплавные мосты (Воскресенский и Троицкий), которые к концу XIX века были заменены на постоянные. Центральным звеном в панораме невских берегов является ансамбль Дворцовой набережной. На фоне ее застройки просматриваются вертикали шпилей Михайловского замка, Симеоновской и Пантелеймоновской церквей, Александровская колонна и купола петербургских соборов. Ансамбль стрелки Васильевского острова, сформировавшийся к началу XIX века, является архитектурной доминантой Невской панорамы. Монументальное здание Биржи и Ростральные колонны с симметричными корпусами зданий пакгаузов замыкают панораму центра Петербурга. Серия листов с видами Петербурга сохранила облик ансамбля Невской панорамы середины XIX века, и в этом ее исторический и художественный интерес. Елена Филиппова // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 53.

Летом 1850 года Д. Р. Бернардацци приступил к натурным зарисовкам для будущей панорамы, которые около двух недель выполнял с колокольни Петропавловского собора. Затем продолжил работу в мастерской, где в качестве дополнительных материалов использовал современную архитектурную графику (чертежи и виды), соотнося ее с собственными рисунками, детализируя и уточняя объекты. Исполненная тушью, пером и акварелью, панорама с посвятительной надписью в декабре 1850 года была поднесена императору Николаю I. Царь в целом одобрил произведение Бернардацци, однако заметил, что к нему недостает экспликации. Автору рекомендовали пронумеровать все зафиксированные строения и указать их названия в специальном приложении. По исполнении означенного панораму было велено литографировать. В 1851 году ее с прилагаемой экспликацией отправили в Париж, где русский посланник обратился с заказом к известному художнику Ш. К. Башелье.

В 1853 году панорама, выполненная в технике цветной литографии, была отпечатана в мастерской Р. Ж. Лемерсье и доставлена в Россию в количестве ста экземпляров. Часть из них была оформлена в виде подносных альбомов, остальные — поступили в продажу. В октябре того же года в типографии И. Глазунова напечатали экспликацию, спешно составленную Бернардацци еще в 1851 году. Она содержала ошибки и неточности, не замеченные цензурой. Огрехи имеются и в самой панораме, например в изображении, а точнее — местоположении колокольни Никольского собора. Тем не менее в конце 1853 года ее автор, Бернардацци, был награжден значительной суммой денег и Высочайшим подарком. Галина Павлова // Религиозный Петербург, СПб, 2004. С. 304.

Включает также листы: Гр-12964 (Вид с Петропавловской крепости на часть Летнего сада, Французскую набережную и Смольный), Гр-12965 (Вид с Петропавловской крепости на Мраморный дворец и часть Летнего сада), Гр-12963 (Вид с Петропавловской крепости на здание Эрмитажа и Зимний дворец), Гр-12966 (Вид с Петропавловской крепости на адмиралтейство и здание Биржи).

 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: