Коллекция онлайн

1832, Елабуга – 1898, Санкт-Петербург

Ущелье

Конец 1850-х

  • Бумага, литография. И.: 28,8 × 18,3; л.: 64,5 × 45
  • Гр.-18940

  • Пост. в 1918 из собрания Е. Е. Рейтерна, Петроград


Литографией же Шишкин увлекся довольно рано и всерьез. Проведя лето 1858 года на Валааме, той же осенью он задумывает издать альбом литографий с видами острова. Зима 1859–1860 годов прошла в изучении техники литографирования. Задуманный альбом не был издан, но в начале 1860-х появляются первые литографии Шишкина. Все они навеяны мотивами Валаамской природы. Это чрезвычайно редкая литография «Ущелье», известная в отпечатках (без подписи), сделанных, вероятно, самим автором. Тогда же, в начале 1860-х, в известном петербургском литографическом заведении Александра Мюнстера были отпечатаны еще два Валаамских пейзажа Шишкина: «На краю березовой рощи» и «Скала в сосновом лесу».

Самые удачные литографии Шишкина исполнены литографским карандашом, подчеркивающим текстуру печатной формы. Именно в них специфический язык литографии звучит в полный голос. Кроме литографского карандаша при работе на камне Шишкин активно использовал нож, которым выскребал или гравировал рисунок на камне. В оттиске эти места дают белый штрих или пятно. Уже в своей первой литографии «Ущелье» автор активно использует эффект, который дает печать с камня, с его шероховатой, зернистой поверхности, как бы передающей оттиску ощущение близости надвигающейся каменной массы.

Галина Павлова. Иван Шишкин — мастер офорта и литографии // И. И. Шишкин. Картины, рисунки и акварели, гравюры из фондов Русского музея. СПб. С. 19-20.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: