Портрет И. И. Левитана
1900
- Бумага, литография. И.: 20,5 × 15 (около); л.: 47,7 × 38,7
- Гр.-20367
Пост. в 1928 из ГМФ
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
[В конце 1890-х годов] художник впервые обратился к технике литографии и сразу создал в ней зрелые по мастерству, тонкие по психологизму характеристик портреты членов редакции журнала «Мир искусства» и людей, близких к ней — Д. В. Философова, А. П. Нурока, В. П. Протейкинского, Ф. А. Малявина, А. К. Бенуа, З. Н. Гиппиус. Среди них особой проникновенностью отличается изображение И. И. Левитана, запечатленного в последний год жизни. Неизменно глубокие и содержательные портреты художника заметил даже Стасов, враждебно относившийся к «Миру искусства». В итоговом труде «Искусство XIX века. Живопись» он упомянул Бакста в ряду «очень хороших» новейших портретистов*. Владимир Круглов. Льву Баксту 150 лет // Лев Бакст. СПб, 2016. С. 10.
*Стасов В. В. Избр. соч. С. 664.
Левитан Исаак Ильич (1860–1900) — живописец-пейзажист, акварелист. Академик Императорской Академии художеств (с 1898). Родился в с. Кибарты Сувалкской губернии (ныне Литва). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова (1873–1885). Участвовал в вечерах Московского общества любителей художеств (с 1886 до начала 1890-х). Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1891). Член художественного объединения «Мюнхенский Сецессион» (с 1897). Экспонировал свои произведения на выставках журнала «Мир искусства» (1898–1900). Преподавал в Московском училище (1898–1900). Совершил поездки в Крым (1886–1899), на Волгу (1887–1890), в Финляндию (1896), Италию, Францию и Швейцарию (1890-е). Подлинный поэт природы, раскрывающий ее тончайшие состояния. Создал новый тип лирического одухотворенного пейзажа. Писал также натюрморты (цветы) и портреты.