Портрет Ф. А. Малявина
1900
- Бумага, литография. И.: 31,2 × 23,3; л.: 47,6 × 39
- Гр.-28719
Пост. в 1928 из ГМФ
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
[В конце 1890-х годов] художник впервые обратился к технике литографии и сразу создал в ней зрелые по мастерству, тонкие по психологизму характеристик портреты членов редакции журнала «Мир искусства» и людей, близких к ней — Д. В. Философова, А. П. Нурока, В. П. Протейкинского, Ф. А. Малявина, А. К. Бенуа, З. Н. Гиппиус. Среди них особой проникновенностью отличается изображение И. И. Левитана, запечатленного в последний год жизни. Неизменно глубокие и содержательные портреты художника заметил даже Стасов, враждебно относившийся к «Миру искусства». В итоговом труде «Искусство XIX века. Живопись» он упомянул Бакста в ряду «очень хороших» новейших портретистов*. Владимир Круглов. Льву Баксту 150 лет // Лев Бакст. СПб, 2016. С. 10.
*Стасов В. В. Избр. соч. С. 664.
Малявин Филипп Андреевич (1869–1940) — живописец, портретист, рисовальщик. Академик Императорской Академии художеств (с 1906). Родился в с. Казанка Самарской губернии. Учился в иконописной мастерской при монастыре Св. Пантелеймона на полуострове Айон-Орос в Греции (1885–1891). При содействии скульптора В. А. Беклемишева поступил в Академию художеств, где учился у И. Е. Репина (1892–1899). Член «Союза русских художников» (с 1903). Его работы отмечены золотой медалью Всемирной выставки в Париже (1900). Преподавал в рязанских Государственных свободных мастерских. С 1922 жил за границей. Писал в основном портреты и жанровые сцены из крестьянской жизни. Создал свой собственный, лаконичный стиль портретного рисунка.