Коллекция онлайн


Проект памятника Г. А. Потемкину-Таврическому

После 1826


Потемкин-Таврический Григорий Александрович (1739–1791) — выдающийся государственный и военный деятель, ближайший сподвижник Екатерины II. Получил титул светлейшего князя за присоединение Крыма к России (1783), способствовал созданию Черноморского флота, основанию нескольких городов, в том числе Херсона. Главнокомандующий русской армией в период русско-турецкой войны (1787–1791).

Идея создания потемкинского монумента возникла еще в 1791 году, когда, отмечая заслуги светлейшего князя в турецкой кампании, Екатерина II повелела Сенату, помимо других наград, установить ему памятник в том месте, где он сам пожелает. Затем, уже после смерти Потемкина, императрица повторила свою высочайшую волю, на этот раз повелев «воздвигнуть монумент в г. Херсоне, им построенном»*. Однако замысел этот не был осуществлен <...>

Осуществить задуманное удалось лишь новому губернатору Новороссийского края князю М. С. Воронцову, который 17 ноября 1825 года писал управляющему Министерством внутренних дел В. С. Ланскому: «Милостивый государь, Василий Сергеевич! С самого вступления моего в управление Новороссийскими губерниями я слышал от многих жителей желание соорудить в Херсоне памятник основателю Новороссийского края покойному светлейшему князю Потемкину Таврическому, подобно тому, как воздвигается таковой в Одессе покойному герцогу де Ришелье. Имея счастье докладывать о сем Государю Императору с представлением рисунков для означенного памятника, сделанных знаменитым нашим художником г. Мартосом, я удостоился лично получить Всемилостивейшее Его Императорского Величества соизволение на исполнение помянутого желания»** .

Елена Карпова // Забытая Россия. Проекты памятников и монументальная скульптура XVIII — начала XX века. СПб, 2006. С. 20.

* РГИА, ф. 1287, оп. 12, д. 126, л. 21, 31.
** РГИА, ф.1285, оп. 8, д. 2152, л. 1–1-об.

Показать полный текст
Скрыть полный текст

Общая композиция предполагавшегося памятника была зафиксирована в ксилографиях Л. А. Серякова и А. Зубчанинова, а также в литографии неизвестного художника (Гр-35113). Все они дают один и тот же вид: статуя Потемкина поставлена на высоком круглом постаменте, ступенчатое основание монумента под углом прорезают пьедесталы для «сопутствующих» фигур. При этом нельзя не отметить, что при публикации этих графических проектов в разного рода изданиях, как правило, говорилось о том, что задуманный Мартосом памятник был трехфигурным, что, безусловно, является ошибкой. В действительности, с тыльной стороны предполагалось поставить еще две статуи, которых просто не видно в упомянутых гравюрах. Елена Карпова // Забытая Россия. Проекты памятников и монументальная скульптура XVIII — начала XX века. СПб, 2006. С. 20-21.

Подробнее о проекте памятника И. П. Мартоса Г. А. Потемкину-Таврическому для Херсона см. Ск-1999.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: