Коллекция онлайн

1754, Ичня, Черниговская губерния – 1835, Санкт-Петербург

Проект памятника Г. А. Потемкину-Таврическому для Херсона

Статуэтка. 1825


Потемкин-Таврический Григорий Александрович (1739–1791) — выдающийся государственный и военный деятель, ближайший сподвижник Екатерины II. Получил титул светлейшего князя за присоединение Крыма к России (1783), способствовал созданию Черноморского флота, основанию нескольких городов, в том числе Херсона. Главнокомандующий русской армией в период русско-турецкой войны (1787–1791).

До поступления в собрание ГРМ (1981) этот уникальный эскиз Мартоса не был известен. В ходе изучения вновь приобретенного музейного экспоната выяснилось, что он связан с проектированием памятника Г. А. Потемкину-Таврическому для Херсона 1. Идея создания потемкинского монумента возникла еще в 1791 году, когда, отмечая заслуги светлейшего князя в турецкой кампании, Екатерина II повелела Сенату, помимо других наград, установить ему памятник в том месте, где он сам пожелает. Затем, уже после смерти Потемкина, императрица повторила свою высочайшую волю, на этот раз повелев «воздвигнуть монумент в г. Херсоне, им построенном» 2. Однако замысел этот не был осуществлен, как не было создано и скульптурное надгробие Г. А. Потемкину-Таврическому, над эскизами которого работали лучшие русские скульпторы того времени М. И. Козловский, И. П. Мартос, И. П. Прокофьев 3.

В 1794–1795 году Мартос сделал по заказу Екатерины II небольшую мраморную статую светлейшего князя, которая и по сей день хранится в Эрмитаже 4 (ЭРСк-270). Во времена Павла I о сооружении памятника Потемкину не могло быть и речи, но в 1801 году по вступлении на престол Александра I c инициативой поставить потемкинский монумент в Херсоне и устроить там же «дом призрения для престарелых и немощных черноморского флота матросов и прочего звания военных» 5 выступили родственники светлейшего князя, и в частности его племянник граф А. Н. Самойлов. Сохранилась многолетняя переписка по этому поводу, которая продолжалась вплоть до 1823 года.

Осуществить задуманное удалось лишь новому губернатору Новороссийского края князю М. С. Воронцову, который 17 ноября 1825 года писал управляющему Министерством внутренних дел В. С. Ланскому: «Милостивый государь, Василий Сергеевич! С самого вступления моего в управление Новороссийскими губерниями я слышал от многих жителей желание соорудить в Херсоне памятник основателю Новороссийского края покойному светлейшему князю Потемкину Таврическому, подобно тому, как воздвигается таковой в Одессе покойному герцогу де Ришелье. Имея счастье докладывать о сем Государю Императору с представлением рисунков для означенного памятника, сделанных знаменитым нашим художником г. Мартосом, я удостоился лично получить Всемилостивейшее Его Императорского Величества соизволение на исполнение помянутого желания» 6.

Терракотовый эскиз Мартоса, несомненно, возник на первоначальном этапе работы над памятником. Вскоре появилась и гравюра А. Мельникова, основанная на рисунках скульптора и имеющая в левом углу «подпись»: «Сочинялъ Иванъ Мартосъ 1826 года» (Гр-39630). В верхней части этого гравированного проекта было наглядно показано, что центральная фигура будущего монумента по своим размерам значительно превзойдет только что сделанную скульптором статую герцога Ришелье для Одессы, превысит она и знаменитый антик — Геркулеса Фарнезского. В нижнем ярусе были изображены сидящие аллегорические фигуры Марса, Нептуна, Аполлона и Геркулеса, которые, судя по всему, призваны были олицетворять силу и мужество Потемкина, его могущество на суше и на море, покровительство искусствам.

Общая композиция предполагавшегося памятника была зафиксирована в ксилографиях Л. А. Серякова и А. Зубчанинова, а также в литографии неизвестного художника (Гр-35113). Все они дают один и тот же вид: статуя Потемкина поставлена на высоком круглом постаменте, ступенчатое основание монумента под углом прорезают пьедесталы для «сопутствующих» фигур. При этом нельзя не отметить, что при публикации этих графических проектов в разного рода изданиях, как правило, говорилось о том, что задуманный Мартосом памятник был трехфигурным, что, безусловно, является ошибкой. В действительности, с тыльной стороны предполагалось поставить еще две статуи, которых просто не видно в упомянутых гравюрах.

Стоимость задуманного скульптором многофигурного монумента оказалась очень высокой — 170 тысяч рублей (в то время как памятник Ришелье Мартос согласился делать за 40 тысяч). И не удивительно, что собранных по подписке денег оказалось недостаточно. Пришлось ограничиться только одной центральной фигурой. В окончательном варианте статуя Потемкина-Таврического, естественно, приобрела гораздо большую по сравнению с эскизом пластическую определенность и законченность, явное портретное сходство. В остальном внесенные коррективы касались, главным образом, романтически героизированного облачения князя, достаточно далекого от исторических реалий.

Большая модель статуи была завершена к осени 1830 года (окончательный ее вид был зафиксирован в гравюре К. Я. Афанасьева (Гр-12565). Через год известный литейщик В. П. Екимов произвел отливку в бронзе. Пьедестал памятника, украшенный потемкинским гербом и памятными надписями, был сделан по проекту архитектора Ф. К. Боффо. Открытие состоялось в 1836 году, через некоторое время вокруг монумента появились зеленые насаждения и ограда. В 1922 — статую Потемкина перенесли на территорию Херсонского историко-археологического музея. Во время Великой Отечественной войны «Потемкин» был сначала вывезен из города, затем переплавлен.

В 2003 году, к 225-летнему юбилею Херсона, памятник Г. А. Потемкину-Таврическому был «восстановлен», правда, работа херсонского скульптора Ю. Степаненко вряд ли может считаться реконструкцией или воссозданием монумента Мартоса. Это, скорее, авторская реплика «по мотивам» утраченного памятника. Елена Карпова // Забытая Россия. Проекты памятников и монументальная скульптура XVIII — начала XX века. СПб, 2006. С. 20-21.

  1. Подробнее об этом см.: Карпова Е. В. Новое произведение И. П. Мартоса. К истории создания памятника Г. А. Потемкину-Таврическому в Херсоне // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1982. Л., 1984. С. 355–364.
  2. РГИА, ф. 1287, оп. 12, д. 126, л. 21, 31.
  3. Программы трех проектов см.: Карпова Е. В. Два неосуществленных проекта И. П. Мартоса. К 250-летию со дня рождения скульптора // Страницы истории отечественного искусства. XII–XX век. Выпуск X. СПб, 2004. С. 167–181.
  4. Мартос 2005. С.10–12, 36–38.
  5. РГИА, ф. 1287, оп. 12, д. 126, л, 7-об. и далее.
  6. РГИА, ф.1285, оп. 8, д. 2152, л. 1–1-об.

Памятник Г. А. Потемкину-Таврическому в Херсоне
Фотография. 1935
Отпечаток. 18 х 13
Аф В-7261

Фотография <памятника в Херсоне> была сделана в 1935 году в фотолаборатории ГРМ с репродукции. Очевидно, эта пересъемка производилась в связи с выставкой И. П. Мартоса, которая устраивалась в Русском музее с октября 1935 по май 1936 года в связи со 100-летием со дня смерти скульптора. Ирина Панченко // Забытая Россия. Проекты памятников и монументальная скульптура XVIII — начала XX века. СПб, 2006. С. 23.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: