Колонны Биржи и крепость
1908
- Бумага, цветная ксилография в 5 досок. 16,7 × 24,3
- Гр.Дуб.-5594
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияПейзаж
- Поделиться
Серия станковых гравюр «Петербург», которую условно принято называть «Большими Петербургами». Натурные зарисовки и эскизы были подготовлены художницей к началу лета 1908 года, а уже к концу 1910 появились сами гравюры. В цикл вошли шесть цветных ксилографий. Источником вдохновения для нее был сам Петербург. Образ города в каждой гравюре раскрыт с особым чувством. Необычные ракурсы, ставшие настоящими откровениями в изображении Петербурга, высокая степень обобщенности форм, которую дает краткий и сжатый язык гравюры, лаконичный и в то же время очень тонко передающий нюансы настроения городского пейзажа колорит – все это помогло автору выразить почти невыразимое – мерное, в такт колеблющихся волн рек и каналов, дыхание Петербурга. Галина Павловна // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 126.
Гравюры «Колонны Биржи и крепость» и «Нева сквозь колонны Биржи» вошли в цикл «Больших Петербургов» (1908–1910). В этом цикле с предельной ясностью проявился творческий гений Остроумовой-Лебедевой как графика, ее поразительная способность передать на плоскости бумаги не только неповторимый внешний облик любимого города, но главное — его метафизику или то, что Н. П. Анциферов назвал «душой Петербурга». Галина Павлова. А. П. Остроумова-Лебедева — художник и коллекционер. СПб, 2016. С. 64