Свадебный костюм
Пинежский уезд, Архангельская губерния. ХIХ век
- Позумент, фольга, бахрома, ткань, перламутр, бисер, тесьма, низание, шитье в прикреп бисером, перламутром, блестками, саженье, полотно, вышивка, шелк, галун, тафта, металлические пуговицы
- Гр.Б-1336; В-7664; В-6818; Гр.Б-1714; Тк-1178
- Период Первая половина XIX века
- Поделиться
Девичий головной убор — повязка
ХIХ век
Позумент, фольга, бахрома, ткань, перламутр, бисер, тесьма, низанье. 24 x 98
Пост. в 1961 из экспедиции в Архангельскую область
В-7664
Свадебный убор «венец»
Первая половина ХIХ века
Шитье в прикреп бисером, перламутром, блестками, саженье. 34 х 38
Пост. из ГЭ
В-6818
Рубаха
Конец ХIХ век
Полотно, вышивка. 29 х 170
Пост. из КМ
Гр.Б-1714
Душегрея
Конец XVIII века
Шелк, галун. Дл. — 44
Пост. из КМ
Тк-1178
Сарафан
ХIХ век
Тафта, галун, металлические пуговицы. 131 х 168
Пост. из КМ
Гр.Б-1336
Один из торжественных моментов пинежской свадьбы — обряд «смотренья», когда невесту «разубранную и сияющую, как жар-птица», выводили к жениху и его родным. На девушке поверх золотой повязки появлялся еще низанный жемчугом большой плоский венец. Невеста кланялась каждому гостю, а одна из женщин — свадебниц — поддерживала это великолепное сооружение.
Дорогие фабричные ткани — камка, парча, тафта и прочие использовались в «большом» праздничном наряде жительниц Архангельской губернии, и горожанок, и крестьянок. Из парчи чаще шили душегреи — «полушубочки». Тафту называли «двоеличный шелк», так как в ее изготовлении применяли нити основы и утка двух цветов, что делало ткань переливчатой, отливающей на сгибах разными оттенками. Камка — тонкая ткань с разнообразным по композиции цветочным рисунком, как правило, шелковая, одноцветная. Отличительной особенностью ее является сочетание блестящего узора и матового фона по лицевой стороне и блестящего фона и матового узора по изнанке. Во всех ты, душенька, нарядах хороша. Традиционный праздничный костюм XVIII – XX веков. СПБ, 2015. – С.108.