Игрушка «Конь в упряжке»
Федосеево, Нижегородская область. 1930–1940-е
- Период Первая половина XX века
- КатегорияАнималистика
- Поделиться
Нижегородская губерния знаменита многочисленными промыслами. В конце ХIХ века в деревне Федосеево возник центр топорно-щепной игрушки, которую называли «балясами» или «потешками». Из осиновых чурок и тонких дощечек мастера изготовляли карусели и мельницы с музыкой и движением: пароходы, паровозы, грузовики, кукольную мебель и запряжки-повозки. Все эти предметы украшали прямо по дереву, без грунта, кудрявыми росчерками карандаша и малиновыми пятнами-цветами. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 294.
В Семеновском районе на базе народного ложкарного промысла в конце XIX века возник центр топорно-щепной деревянной игрушки в деревне Федосеево. Стиль росписи федосеевской игрушки формировался под первоначальным воздействием стиля расписной семеновской ложки. Ее особенность – желтый олифленный фон, по которому брошены наивно нарисованные алые цветочки с зелеными листьями или же изображения человеческих фигурок, зверьков, птиц, напоминающие детские рисунки. В федосеевской «топорщине», или «балясах», стиль ящичный: предметы сколочены из тесаных дощечек и лучинок. Формы предметов квадратные или прямоугольные с прямыми или скошенными стенками. В Федосееве делали кукольную мебель, пароходы, паровозы, трамвайные вагончики, сани и повозки, балалайки, мельницы с вертящимися крыльями, карусели со скрипучей музыкой. Жесткие конструктивные формы игрушек смягчаются росписью, скрадывающей их острые углы.
Коллекция деревянной игрушки, поступившая в 1965 году от художника, графика и монументалиста Екатерины Михайловны Беляковой, включает более 200 вещей из Сергиева Посада Московской области, города Семенова, села Федосеево, села Полховский Майдан Горьковской (Нижегородской) области. Ко времени нижегородских экспедиций Белякова прошла хорошую художественную школу. Она окончила Строгановское училище (1909–1913) и МУЖВЗ, где училась до 1917 года у Н. А. Касаткина, А. М. Корина, С. Д. Милорадовича, С. В. Малютина. С 1921 по 1924 год — в мастерской монументальной живописи ВХУТЕМАС у П. В. Кузнецова. В 1920-х годах Белякова была экспонентом «Союза художников и поэтов „Искусство — жизнь“» (или «Маковец») — одной из первых московских художественных группировок, возникших в советское время. Разделяя эстетическую программу общества, дававшую высокую оценку народной культуре, Белякова начинает серьезно заниматься изучением народного искусства. В 1918–1919 годах, находясь в Сергиевом Посаде, она работает во Всероссийской коллегии по делам музеев и охраны памятников искусства и старины. По поручению коллегии вместе с Е. Е. Штейнбах собирает коллекции для созданного в 1918 году Н. Д. Бартрамом Музея игрушки. В это время личное собрание Беляковой пополняется сергиево-посадской игрушкой из дерева и папье-маше. Собирательская работа сопровождалась ценными записями по истории промысла.
Игрушки нижегородских центров поступили в коллекцию Беляковой из экспедиций 1930-х — начала 1940-х годов. Научная ценность собрания — в его полноте, которая отражает многообразие типов изделий, богатство их вариантного исполнения. Метод, отбирающий типичные и яркие художественные образцы, свидетельствует о глубокой профессиональной культуре коллекционера. Относящиеся ко времени расцвета промыслов в Полховском Майдане, Федосееве, Семенове вещи из собрания Беляковой обладают высокими художественными достоинствами. Незатейливый ассортимент детского игрушечного инвентаря, нижегородской «топорщины», остроумно сработанной с помощью ножа, топора и простейшего токарного станка, отличается конструктивной логикой, яркой образной выразительностью при минимуме художественно-технических средств. Роспись игрушек каждого центра, многообразная в стилистических проявлениях, отразила в себе изысканную графическую культуру, лежащую в основе структурной четкости традиционных элементов, складывающихся в каждом из очагов в самобытную художественную систему. И. А . Колобкова. Белякова Екатерина Михайловна. // Выдающиеся собиратели народного искусства». СПб, 2011. С. 138.