Музыканты
А. Н. Зинин. Деревня Богородское, Владимирская губерния. Вторая половина XIX века
- Дерево, резьба. 24,2 х 8,5 х 5; 22,5 х 7 х 5,5; 23,9 х 6,8 х 6,5
- ОНИ/Д-204; ОНИ/Д-205; ОНИ/Д-208
- Собрание Л. Г. Оршанского
- Период Вторая половина XIX века
- Поделиться
Лев Григорьевич Оршанский — доктор медицины, педагог*. В 90-е годы XIX века получил медицинское образование в Германии, одновременно слушал лекции по истории искусства, посещал музеи; собирая коллекцию игрушек, побывал в центрах игрушечного производства. Оршанский занимался психиатрией, вопросами детства и творчества. Он один из первых стал изучать игрушку как произведение искусства и посвятил ей ряд печатных работ**. В 1939 году, после смерти ученого, его вдова Е. И. Оршанская передала коллекцию государству. К сожалению, собрание разделили, и в ГРМ из трехсот произведений попало только двадцать семь. Даже небольшая часть собрания показывает, что у коллекции было свое лицо. Оршанский обладал высоким художественным вкусом, был знатоком русской народной скульптуры и разбирался в законах пластики. Он собрал уникальные произведения народного искусства первой половины XIX века из дерева и папье-маше мастерских Сергиева Посада, скульптуру известных мастеров деревни Богородское, а также игрушки из Архангельской, Новгородской, Владимирской и Нижегородской губерний. Большая часть его коллекции постоянно находится в экспозиции народного искусства ГРМ, неоднократно публиковалась в научной литературе и альбомах. Созданные талантливыми деревенскими скульпторами, эти игрушки пробуждают воображение не только у маленьких, но и взрослых людей... Самостоятельные скульптурки музыкантов, вырезанные богородцем А.Н. Зининым, составляют деревенский оркестр, а расставляя фигурки, можно менять динамику всей группы. Как педагог, Оршанский понимал задачи и значение игрушек на протяжении всей жизни человека. Его коллекция представляет известные народные центры изготовления игрушек лучшими образцами. М. В. Плотникова. Лев Григорьевич Оршанский // Выдающиеся собиратели народного искусства. СПб, 2011. С. 136.