Коллекция онлайн

Конь

Архангельская губерния. XIX век

  • Дерево, резьба, окраска. 12 х 4,3 х 19
  • ОНИ/Д-579

  • Пост. в 1939 из коллекции Л. Г. Оршанского (Ленинград)

  • Собрание Л. Г. Оршанского

Коньки и куклы-панки поморов Онежского полуострова лишь самыми общими чертами передают облик коня и человека. Слегка обтесанные топором, выразительные в своей мощи и нерасчлененных объемах, они сохраняют форму цельного деревянного бруска.

Лев Григорьевич Оршанский — доктор медицины, педагог*. В 90-е годы XIX века получил медицинское образование в Германии, одновременно слушал лекции по истории искусства, посещал музеи; собирая коллекцию игрушек, побывал в центрах игрушечного производства. Оршанский занимался психиатрией, вопросами детства и творчества. Он один из первых стал изучать игрушку как произведение искусства и посвятил ей ряд печатных работ**. В 1939 году, после смерти ученого, его вдова Е. И. Оршанская передала коллекцию государству. К сожалению, собрание разделили, и в ГРМ из трехсот произведений попало только двадцать семь. Даже небольшая часть собрания показывает, что у коллекции было свое лицо. Оршанский обладал высоким художественным вкусом, был знатоком русской народной скульптуры и разбирался в законах пластики. Он собрал уникальные произведения народного искусства первой половины XIX века из дерева и папье-маше мастерских Сергиева Посада, скульптуру известных мастеров деревни Богородское, а также игрушки из Архангельской, Новгородской, Владимирской и Нижегородской губерний. Большая часть его коллекции постоянно находится в экспозиции народного искусства ГРМ, неоднократно публиковалась в научной литературе и альбомах. Созданные талантливыми деревенскими скульпторами, эти игрушки пробуждают воображение не только у маленьких, но и взрослых людей... Как педагог, Оршанский понимал задачи и значение игрушек на протяжении всей жизни человека. Его коллекция представляет известные народные центры изготовления игрушек лучшими образцами. М. В. Плотникова. Лев Григорьевич Оршанский // Выдающиеся собиратели народного искусства. СПб, 2011. С. 136.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: