Коллекция онлайн

В собрании Русского музея более десятка поясов, исполненных в технике закладного ткачества. Четкий, безупречный геометрический рисунок орнамента очерчен пределами одного цвета. На каждом сегменте ступенчатого отрезка узора расположены буквы текста. Мастер использовал контрастные сочетания: белые буквы – на ярко алом, оранжевые – на зелёном и т.д. Один из поясов находится на постоянной экспозиции отдела народного искусства. Его отличает от двух других наличие цифры «1901» в рисунке и расположение букв – попарно на контрастном фоне.

Считается, что в качестве свадебных, такие пояса бытовали на Тверской земле, а производство подобных закладных гарусных поясов, получивших значительное распространение в русских северных губерниях, находилось в г. Череповец. Это подтверждается тем фактом, что из 16 закладных поясов собрания отдела народного искусства 5 поступили из экспедиций в Калининскую область; 9 – из исследовательских поездок по южным районам Архангельской области. Праздничные закладные пояса – не единственный пример бытования пояса далеко за пределами места его создания. Ковалева Н.И. Тканые и плетеные пояса с текстами в собрании Отдела народного искусства Русского музея // Материалы международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Татьяны Владимировны Станюкович (1916–1992). МАЭ. СПб. 2019. С. 251–295.

Без пояса, что без креста…

Пояс (кушак, покромка, подпояска) — с древнейших времен обязательная деталь женской, мужской и детской одежды, всех возрастов и сословий, о чем свидетельствуют пословицы, поговорки, археологические находки. Пояс выполнял не только функцию подвязывания одежды, но и служил оберегом человека против враждебных сил внешнего мира. Пояса разнообразны по цвету, размеру, материалу и технике их исполнения. По способу изготовления пояса делились на тканые, вязаные и плетеные — их отличает ширина, сложность орнамента и фактура. Плетеные пояса и шнуры изготавливали на спице или рогульке. Тканые пояса создавали и на сложном ткацком стане, более простых приспособлениях — дощечках, бердышках. Широкие кушаки изготавливали и из фабричных тканей. На Русском Севере носили пояса и кушаки преимущественно яркие, со сложным фактурным узором, прекрасно дополнявшие костюм. На парчовые или шелковые сарафаны пояс не повязывали, в этих случаях пояс носили под сарафаном, чтобы не портить дорогую ткань. Во многих регионах России бытовали пояса с текстами молитв и псалмов, пожеланиями счастья или жалобами на личные невзгоды. На них можно было прочитать имена владельцев или мастеров, нередко с точным описанием места изготовления. Во всех ты, душенька, нарядах хороша. Традиционный праздничный костюм XVIII – XX веков. СПБ, 2015. –  С.140.

Пояс
Деревня Калинкино, Грязовецкий уезд, Вологодская губерния
Шерсть, ткачество. 4 х 235
Текст: «Кого люблю того дарю люблю сердечно и любить буду»
Пост. в 1969 из экспедиции ГРМ в Вологодскую область
Т-4643

Пояс
Пермская губерния
Хлопок, шерсть, плетение. 2,5 х 284
Текст 120 псалма Давида, на красном фоне: «Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю. Не даждь во смятение ноги твоея, ниже воздремлет храняй тя, се не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля. Господь сохранит»; на желтом фоне: «тя, Господь покров твой на руку десную твою. Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию. Господь сохранит тя от всякаго зла, сохранит душу твою Господь».
Пост. из КМ
Т-472

Пояс с кистями «Кого люблю того»
Север
Шерсть, закладное ткачество. 4 х 228
Пост. в 1961 из экспедиции ГРМ в Калининскую область
Т-3345

Пояс
Конец XIX века
Грязовецкий уезд, Вологодская губерния
Надпись помещена в две строки, верхняя: «Полети сеи поясокъ аки сизои голубокъ черес темненкои лесокъ в деревенькю городокъ вовысокои теремокъ во объятия тому кто желателен сему вдеревню онохино крестьянской дочере именно александре васильевне поясъ вручаю носить заключаю носи не теряй»; нижняя: «Засвидетельствуется сеи поясокъ вологодскои губернии грязовецкого уезда бакшинской волости сельскаго раменьскаго опщества деревни онохино крестьянской дочери именно александры васильевны и полно мне кокушечке горко коковати уже видно молодешеньке б[едовати])…»
Бумага, лен, шерсть. 3 х 273
Пост. в 1959 из экспедиции ГРМ в Вологодскую область
Т-2909

Пояс
ХIХ век
Деревня Лукияновская, Минская волость, Тотемский уезд, Вологодская губерния
Лен, бумага, шерсть, плетение. 29 х 88
Текст: «Памяти дружбы вечные при… сердечные сей поясок почтенной девицы Авдотьи»
Пост. в 1969 из экспедиции ГРМ в Архангельскую область
Т-4867


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: