Женский праздничный костюм
Село Новоюрьево, Козловский уезд, Тамбовская губерния. XIX век
- Кумач, полушерстяная ткань, шелковые ленты, шитьё, шерсть, хлопчатобумажная ткань, ткачество, лён, строчка, численное кружево, фабричная ткань, галун, тюль, бисер, блёстки, шерстяные нити, шелк, бусы стеклянные
- Т-5988; Т-5987; В-9732; Т-5989; Т-5991; В-9727
- Период Первая половина XIX века
- Поделиться
Рубаха
Кумач, полушерстяная ткань, шелковые ленты, шитье. 70 х 160
Т-5988
Понева
Шерсть, хлопчатобумажная ткань, ткачество. 75 х 99
Т-5987
Нижняя юбка «подставок»
Лен, ткачество, строчка, численное кружево. 76 х 73
В-9732
Передник — запон
Фабричная ткань, шелковые ленты, галун, тюль, шитье. 90 х 101
Т-5989
Украшение — «задок»
Шелковые ленты, бисер, блестки, шерсть, шитье. 90 х 51
Т-5991
Головной убор — «чуб»
1930-е
Шерстяные нити, шелк, стеклянные бусы. 99,5 х 6
В-9727
В среднерусских и южнорусских деревнях женский наряд отличался от одежды северянок. Замужние женщины носили не сарафан, а поневу — архаичный предмет крестьянского костюма. Наряд молодых женщин Калужской, Тульской, Орловской, Рязанской, Тамбовской, Воронежской губерний представлял собой редкое по красочности явление. В каждой местности, костюм выделялся своеобразием покроя и колорита, необычной формой предметов, головных уборов и украшений.
Костюмы были многослойны. Сверкающий галун и шелковые ленты, яркие шерстяные кисточки и шарики, цветные бисерные украшения от макушки головы до подола одежды — это «верхний слой». Рукава рубах от плеча до запястья покрыты ткаными, вышитыми, лоскутными узорами. Подол рубахи, который виден из-под края поневы, отделан цветным кружевом или узорной каймой. Значим в костюме богатый декор поневы — вышивка, золотное кружево, тесьма, галун. Оригинальностью формы и украшений отличаются передники, иногда с рукавами, но чаще — без них, длинные — их нижний край ниже подола поневы. Передники сзади распашные, со своеобразным «окошком» на лопатках. Короткие свободные «навершники», «насовы», «голопузики» — как правило, без рукавов или на лямках — завершают сложную многоступенчатую композицию костюма. Во всех ты, душенька, нарядах хороша. Традиционный праздничный костюм XVIII-XX веков. СПБ, 2015. – С. 147.