Широкое распространение в XVII веке получили резные Царские врата и произведения малых архитектурных форм — царские и святительские места, надпрестольные сени, высокие ажурные киоты. При создании этих монументальных сооружений мастера воспроизводили реальные архитектурные формы древнерусского деревянного и каменного зодчества: высокие шатры, увенчанные маковицами, кокошники, балясины, карнизы и т. д. Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 99.
Царские врата с сенью, подзором и профилированными столбиками — монументальное сооружение, пышное убранство которого характерно для оформления церковного интерьера в XVII в. Врата находились в центре иконостаса, являясь центральным входом в алтарь. Через открытые Царские врата во время литургии священник выносит из алтаря Святые Дары для причащения верующих. Местоположение врат напротив престола, их важность в православном богослужении (открытие и закрытие створок врат символизирует определенные события библейской истории) определили их форму и систему убранства, имеющую символическое значение.
Показать полный текстНа двух створках врат помещено шесть киотцев с изображениями «Благовещения» и четырех евангелистов: Иоанна Богослова с учеником Прохором, Матфея, Луки (большая часть фигуры утрачена) и Марка. Обязательное помещение на Царских вратах сцены «Благовещения» было призвано напоминать о таинстве Боговоплощения, изображение четырех евангелистов символизировало их святое благовестие, просветившее мир светом христианской истины и служащее спасению человека. На боковых столбиках находятся клейма с изображениями Христа с благословляющей десницей (слева) и Богоматери (справа), ниже изображены авторы православной литургии, далее Никола чудотворец и архидиаконы Тимофей, Авив, первомученики Стефан и Лаврентий. Все десять фигур изображены в рост в позах предстояния: Христос с Богоматерью и святые, являясь столпами христианской веры, благословляют вход в Святая Святых. Живописное убранство завершается двумя изображениями на сени, напоминающими о Божественной природе установления Христом Евхаристии — главного таинства православной Церкви. В центральном киотце изображен «Бог Саваоф благословляющий на троне», по сторонам — «Причащение апостолов» (слева — «Христос причащает апостолов вином», справа — «Христос причащает апостолов хлебом»). В общем декоре Царских врат Богоматерь изображена дважды: в сцене «Благовещения» как «невместимого Бога вместилище» и на столбиках — как заступница и предстательница перед Богом за весь мир, в представлении христиан — «Истинная дверь спасение».
Убранство Царских врат позолоченными оловянными накладками с растительными мотивами, изображениями херувимов и двуглавых орлов отвечает их смысловому содержанию — Святые врата, или Райские, как их часто называли на Руси.
Татьяна Петренко // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 341.
Выставки: «Осень русского Средневековья». Корпус Бенуа