Коллекция онлайн

Внутренний объем храма мыслится как дом Божий и как поднебесный мир. Алтарь означает небо, остальная часть храма — земля. В алтаре находится престол — то место, тот жертвенник, на котором приносится в жертву Христос.

Алтарь отделен от остального пространства храма иконостасом. В центре иконостаса находятся алтарные двери — Царские врата. Царскими они называются потому, что через них проносятся Святые Дары для причастия — исходит Иисус Христос, Царь Славы. По ходу службы алтарные двери открываются и закрываются, давая возможность видеть престол. Для верующих символически открывается Небесное царство.

В собрании музея находится ряд предметов, входивших в интерьер храма, в том числе и Царские врата. В клеймах врат обычно представлены «Благовещение» и четыре евангелиста. По древности, сложности техники исполнения и по красоте стиля замечательны врата из собрания Н. П. Лихачева. Они исполнены в Новгороде в первой трети XIV века. В них отразились достижения греческого искусства времени Палеологов (М-3383). Конструктивная сложность, обилие декоративных деталей, пышность орнаментов свойственны вратам XVII века. (ДРД-436, ДРД-437).

Большое значение в интерьере храма имеют источники света: окна, паникадила, лампады, свечи. Свет в храме — образ Божественного света, образ Христа, как света миру, «света истинного». По ходу богослужения светильники зажигаются и гасятся. Возле чтимых икон стоят большие подсвечники. С восточной стороны аналоя, на котором лежит икона данного дня, стоит большой подсвечник.

Среди византийских осветительных приборов самым крупным является хорос. Русский паломник В. Григорович-Барский, посетивший Афон в XVIII веке, оставил описание хоросов: «... глава всему тамо украшению церковному есть некий, от всех святогорцев именуемый хорос, иже в коем ждо монастыре в соборномъ обретается храме... Есть убо сий хорос — некий обруч ..., равною мерою с главою храма соделанный, в широту яко на пяд[ъ] или болше, или менше, но весь сквозе дирав [дыряв] изваянный, с преплетением различных тонко изрытых цветов, и птиц, и животных, с частыми приделами орлов двоеглавых и некиих кругов, наподобие башен, висит же оцеплен с выи главной [с шеи, с барабана купола] храма на дванадесять [на двенадцати] поясах, тою же штукою и художеством излиянных.

Нижае же обруча онаго такожде тонко излиянние некии дескоси, диравие, наподобие решет или кадильниц висящих ... сверху же, окрест всего хороса обстоят, на остротах водружении свещи многи».

В Русском музее хранятся несколько частей хороса, привезенных с Афона П. И. Севастьяновым. Вместе с исполненной по ним реконструкцией они экспонировались еще в Академии художеств. Надо предполагать, что домонгольская Русь была знакома с подобными устройствами.

Древнее европейское осветительное устройство — «корона» — похоже на обруч или низкий цилиндр, подвешенный на цепях. Монументальные романские и готические светильники, располагавшиеся в центре храма, как и другие произведения прикладного искусства, были подобны архитектурным формам. Они представляли круглую конструкцию, напоминающую город со стенами и башнями. Светильники, изображавшие город, олицетворяли Небесный Иерусалим — образ рая и церкви, данный в текстах 21-й главы Апокалипсиса: «Нисходящь с небесе от Бога, имущь Славу Божию и светило его», где стены имеют двенадцать башен с именами апостолов, а Вседержитель — храм его и агнец. Следует думать, что в основе афонского хороса тот же образ — Небесный Иерусалим, выраженный, однако, в менее четкой форме.

Группу происходящих из Новгорода светильников, обычно именуемых «хоросами», правильнее было бы назвать паникадилами. Различные по размерам, они состоят из ажурного тулова чаши, подвешенной на трех цепях, изогнутых свешников. Свешники обычно утрачены (М-3367, М-3366). На обороте каждого светильника расположен деисусный ряд, включающий русских святых (митрополит Петр, Сергий Радонежский), в плетении орнамента — херувимы, но также и кентавры. Кентавр хоросов, крылатый, в царской короне — герой апокрифических сказаний о Соломоне и Китоврасе.

В XVI—XVII столетиях паникадилом именуют светильник, основой которого является стержень или шар. На стержне в один или несколько ярусов крепились консоли-свешники, снизу подвешивались украшения: оправленное в серебро яйцо из хрусталя или яйцо страуса, серебряные шарики, кисти. В собрании музея особенно интересны несколько миниатюрных светильников, исполненных из разных материалов: медное стержневое паникадило XV—XVI веков. (М-3355), серебряное ажурное паникадило из Муромского монастыря XVII века. (БК-3067), кованное из железа паникадило XVII века (М-3371). Изилла Плешанова. Предметы церковного интерьера // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». СПб, 1995. С. 339.


Все произведения
Период:

Всего: 22
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Царские врата с изображением Благовещения
Царские врата с изображением Благовещения
Конец XV – начало XVI века
Аналой
Аналой
XVII век
Лампада
Лампада
XVII век
Лампада
Лампада
1638
Лампада. 1646
Лампада. 1646
Середина XIX века
Подсвечник. "Тощая свеча"
Подсвечник. "Тощая свеча"
Сер. XVII в.
Лампада
Лампада
Вторая половина XVII века
Лампада
Лампада
Вторая половина XVII века
Паникадило
Паникадило
Вторая половина XVII века
Царские врата
Царские врата
Середина XVII века
Лампада
Лампада
1656
Паникадило
Паникадило
1667
Паникадило на четыре свечи
Паникадило на четыре свечи
Последняя четверть XVII века
Веретено люстры (паникадило)
Веретено люстры (паникадило)
Конец XVII в
Паникадило
Паникадило
XVIII в
Иконостас церкви великомученицы Екатерины. Фрагменты
Иконостас церкви великомученицы Екатерины. Фрагменты
1764
Фрагмент иконостаса
Фрагмент иконостаса
1764
Подсвечник «тощая свеча»
Подсвечник «тощая свеча»
ХIХ в.
Царские врата
Царские врата
XIX в.
Лампада
Лампада
1881–1882
Шедевры

Всего: 1
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Царские врата с изображением Благовещения
Царские врата с изображением Благовещения
Конец XV – начало XVI века
Рекомендуем

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: