Коллекция онлайн



Богоматерь Камень Горы нерукосечный, с предстоящими

Конец XVI века

  • Дерево, левкас, темпера. 32,3 х 26,2 х 2,1
  • ДРЖ-1027

  • Пост.: 1922 из Строгановского дворца-музея в Петрограде; ранее – собр. С. Г. Строганова


В центре композиции – Богоматерь на престоле с младенцем Христом. Правой рукой она прижимает к груди символические изображения своих пророческих именований – Лествицу и Гору нерукосечную. На левой ее руке восседает младенец Христос, правой рукой благословляющий, а в левой держащий развернутый свиток. У престола Богоматери представлены на коленях патроны семьи Строгановых: Григорий Богослов, мученик Никита, мученицы Мавра и Евпраксия. Высокий светильник на втором плане символизирует Божественный разум, чистоту и непорочность Богоматери. Иконография образа сложилась под влиянием богословских комментариев на тексты "видения Иакова" (Быт. 28: 11–15) и толкования сна царя Навуходоносора пророком Даниилом (Дан. 2: 31–46). В средневековой теологии ветхозаветные образы горы и камня, без усилия рук человеческих оторвавшегося от горы и уничтожившего четыре царства, были осмыслены в связи с Богоматерью и Христом. При этом чудесный способ отсечения камня воспринимался как указание на не поврежденную рождением Спасителя утробу Марии.

Изображение Богоматери на престоле с младенцем Христом и предстоящими – один из вариантов ктиторской композиции, хорошо известной в византийском искусстве. В этом варианте престол изображается с проросшими трилистниками на подножии и спинке трона – такими же, как на фресках VI–VIII вв. в церкви Марии Антиквы в Риме. Престол Богоматери – это архитектурное сооружение с многочисленными арочками окон, действительно храм Божий. Иконографическая схема иконы "Богоматерь Камень Горы нерукосечный" включает также изображение ангела с орудиями страстей в сегменте правого верхнего угла и благословляющего Саваофа в верхней части композиции. Письмо иконы мелкое; тщательно прописаны все детали престола Богоматери, одежды и лики припадающих к нему патронов семьи Строгановых. Лики писаны с легкой оживкой, с тонкими и прозрачными коричневыми тенями. Мария Федосеева //«Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995.  С. 69.

Литература, публикации: Mille anni di cristianesimo nell'arte russa. Icone dall'XI al XX secolo. Aosta, 1997. P. 87. Cat. 26. Fig. P. 86; Введенский А. А. Иконные горницы у Строгановых в XVI-XVII вв. // Материалы по истории русского искусства. Т. I. Л., 1928. С. 65; Гра Е. А. Иконопись сольвычегодских "иконных горниц" Строгановых. По материалам советских музеев // Музей 4. М., 1983. С. 55; Искусство строгановских мастеров в собрании Государственного Русского музея. Каталог выставки. Л., 1987. С. 34. Кат. 21; Искусство строгановских мастеров. Реставрация. Исследования. Проблемы. Каталог выставки. М., 1991. С. 20. Прим. 89-90 на с. 26; Каргер М. К. Материалы для словаря русских иконописцев // Материалы по истории русского искусства. Ч. I. Л., 1928. С. 122; "Пречистому образу Твоему поклоняемся...". Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб., 1995. С. 69. N 38; Сычев Н. П. Выставка произведений искусства "строгановской школы". Русский музей. Художественный отдел. Пг., 1923. N 46

На тыльной стороне: Михаилово писмо


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: