Панкратий, епископ Тавроменийский
Не ранее 1710
- Дерево, иконный щит, без ковчега, две врезные встречные шпонки, левкас, темпера. 51,5 × 38 × 2,7
- ДРЖ-1192
- Происходит из Шереметевского дворца в Санкт-Петербурге
-
Сведения о реставрации:
Реставратор: Ярыгина И.В. (1972-1973)
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Примером обратного влияния парсуны на икону является образ святого Панкратия Тавроменийского, исполненный уже в 10-е годы XVIII века. Эта икона была семейным образом Черкасских-Шереметевых, написанным в честь и память знаменательных событий, совершившихся в день празднования святому епископу Панкратию (9 июля 1710 года), когда на «пировании брачном» — свадьбе князя А. М. Черкасского и княжны М. Ю. Трубецкой — в Петербурге в присутствии царя Петра и двора торжественно отмечалось взятие русскими войсками Риги, одно из важнейших событий Северной войны.
Обычай посвящать новопостроенный храм или заказывать икону того святого, в день празднования которому произошло «военное одоление» или другое выдающееся событие, имеет глубокие корни в средневековой культуре допетровской Руси. Но сам характер изображения святого Панкратия —разворот плеч и головы в три четверти (как в оплечном деисусном чине и на парсуне), максимальная приближенность к зрителю и укрупненность лика, стремление передать объем средствами светотеневой моделировки, «телесность», «живоподобие», красочная гамма, типичная для произведений иконописи второй половины XVII века,— демонстрирует неразрывную связь этого памятника с искусством художников Оружейной палаты. А икона почти превратилась в «парсуну» святого Панкратия, «самовидца Христова».
Реставрирована в ГРМ в 1972-1973 И.В. Ярыгиной.
И. В. Сосновцева. «Премудрый путь художества» // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 9.