Коллекция онлайн

Панкратий, епископ Тавроменийский

Не ранее 1710


Примером обратного влияния парсуны на икону является образ святого Панкратия Тавроменийского, исполненный уже в 10-е годы XVIII века. Эта икона была семейным образом Черкасских-Шереметевых, написанным в честь и память знаменательных событий, совершившихся в день празднования святому епископу Панкратию (9 июля 1710 года), когда на «пировании брачном» — свадьбе князя А. М. Черкасского и княжны М. Ю. Трубецкой — в Петербурге в присутствии царя Петра и двора торжественно отмечалось взятие русскими войсками Риги, одно из важнейших событий Северной войны.

Обычай посвящать новопостроенный храм или заказывать икону того святого, в день празднования которому произошло «военное одоление» или другое выдающееся событие, имеет глубокие корни в средневековой культуре допетровской Руси. Но сам характер изображения святого Панкратия —разворот плеч и головы в три четверти (как в оплечном деисусном чине и на парсуне), максимальная приближенность к зрителю и укрупненность лика, стремление передать объем средствами светотеневой моделировки, «телесность», «живоподобие», красочная гамма, типичная для произведений иконописи второй половины XVII века,— демонстрирует неразрывную связь этого памятника с искусством художников Оружейной палаты. А икона почти превратилась в «парсуну» святого Панкратия, «самовидца Христова».

Реставрирована в ГРМ в 1972-1973 И.В. Ярыгиной.

И. В. Сосновцева.  «Премудрый путь художества» // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 9.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: