Коллекция онлайн

Крещение, из праздничного чина

Тверь. Вторая четверть — середина XV века


+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Состояние сохранности до реставрации:

Перед проведением реставрации в 1937 году икона была разъята на четыре части. После этого икона укреплена пропитками осетровым клеем с припарками. Щит иконы склеен, по стыкам досок вклеены рейки, верхняя шпонка сделана заново, по стыкам досок на торцах поставлены металлические скобы. При частичном раскрытии использовалась политура, которая наносилась кистью на рабочий участок. После размягчения записи и олифа удалялись скальпелем. Под записью остались: правое поле и часть нижнего поля, фигура Христа и небесная сфера. Поверхность иконы притерта вареной олифой. Следует отметить, что на раскрытой части были оставлены многочисленные участки с записями, темной олифой и загрязнениями (скорее всего, объяснялось это тем, что А. Н. Суворова предпочла оставить позднейшие наслоения, не будучи уверенной в правильности методики).

Комплекс проведенных мероприятий:

При реставрации 1974 – 1976 годов проведено сложное укрепление красочного слоя и грунта. По всей поверхности иконы наблюдалось шелушение красочного слоя и расслоение левкаса, что связано с пропиткой иконы при поновлении горячей олифой. Красочный слой укреплялся яично-желтковой водной эмульсией с последующим приглаживанием фторопластовым шпателем. Грунт укреплен осетровым клеем с небольшой добавкой меда. При полном раскрытии памятника с личного письма и фигуры Христа были удалены два слоя записи; поля освобождены от слоя записи и перегрунтовки; удалены все остатки записей, олифы и загрязнений на участке, раскрытом в 1937 году. Раскрытие производилось скальпелем и пемзовым карандашом с использованием туго отжатых компрессов с растворителем (компрессы туго отжимались для того, чтобы растворитель не проникал в грунт, который при одном из поновлений был пропитан горячей олифой). Поновительские крупнозернистые вставки темно-серого цвета с ремесленной записью на них выбраны до доски. Мелкие утраты грунта замастикованы, края крупных утрат укреплены реставрационной обмазкой. Тонировки выполнены акварелью, после чего поверхность иконы притерта мастичным лаком в смеси со скипидаром.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 20.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: