Легенда о явлении Богородицы тихвинскому пономарю Юрышу изложена в старинном «Сказании об иконе "Тихвинской Богоматери"», имевшем широкое распространение на Руси. Отдельные его эпизоды послужили основой для создания ряда самостоятельных композиций (см. ДРЖ Б-227, ДРЖ-2864).
«Благоговейный муж» Юрыш (Георгий) был послан архиереем в окрестные селения «поведати людям об освящении новой церкви» в Тихвине, на месте обретения Тихвинской иконы Божьей Матери, в 1383 году. На обратном пути в лесу он увидел Богоматерь, «на соснове кладе сидящу и пред нею светла мужа сединами украшена». Богоматерь была недовольна тем, что на новой церкви собирались ставить железный крест и «повеле пречистая Богородица на своей церкви иже на Тихвине поставить крест деревян, а не железен, понеже Сын мой и Бог распят был на кресте деревянном, а не на железном».
Основу композиции икон с этим сюжетом обычно составляет большое цветущее дерево, под склоненными ветвями которого, как под сенью, помещены изображения сидящей на стволе Богоматери и стоящего Николы. У их ног – Юрыш, который «в страхе и ужасе паде на землю». В «Сказании» подробно рассказывается о нарушении жителями Тихвина требования Богоматери, воздвижении ими железного креста и наказании провинившихся. Эта легенда должна была быть особенно популярной в среде плотников, в защиту которых выступают их покровитель Никола и Богородица. Тогда становится понятным и появление жизнеутверждающего образа дерева, зримо доказывающего победу освященного вековой традицией материала. Подробнее об иконографии см. ДРЖ-2977, Явление Богоматери и Николы пономарю Юрышу, XVII в. Ирина Шалина // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 227.
В 1515 году великим князем Василием III на месте явления иконы был основан Беседный во имя святого Николая Чудотворца монастырь.
Празднование иконе совершается 14 (27) августа.