Коллекция онлайн

XVII в., Тихвин

Чудеса от иконы «Богоматерь Тихвинская»

1660-е гг.


Литературной основой иконы послужило «Сказание об иконе "Тихвинской Богоматери"», содержащее рассказ о чудесном явлении иконы на Руси в 1383 г. и перемещении ее в новгородских землях: сначала около селения Выченицы над р. Оять, затем в местности Кожел над Куковой горой, наконец, на реке Тихвинке, где для сохранения святыни была выстроена Успенская церковь. Рукописные тексты «Сказания», восходящие к местной легенде, записанной на рубеже XV–XVI вв., в XVI в. дополнялись рассказами о последовательном создании трех деревянных церквей, сгоревших во время пожаров, чудесном спасении от огня явленной иконы; о построении каменного храма в 1507 г., о посещении Тихвина великим князем Василием III и поклонении его иконе в 1526 г., о приезде в Успенский собор великого князя Ивана Грозного в 1547 г. за несколько дней до венчания его на царство, устроении на Тихвине монастыря в 1560 г.

В середине XVII в. в Тихвинском монастыре создается новый текст «Сказания», для него в 1658 г. монастырский иконописец Родион Сергиев исполняет большое количество миниатюр. Чуть позже мастер написал шесть больших четырехчастных икон с изображением 24-х основных эпизодов «Сказания», которые поставили на паперти Успенского собора справа от центрального входа в храм. Вероятно, их создание было непосредственно связано с работой Родиона Сергиева над миниатюрами лицевого «Сказания». Об этом свидетельствуют обширные пояснительные тексты на полях, сопровождающие изображения в клеймах. Каждый из них начинается с обозначения номера соответствующей клейму главы.

Представлена одна из шести икон этого комплекса, которая включает следующие композиции. Слева вверху изображено чудо спасения иконы во время пожара последней деревянной церкви; справа — строительство каменного Успенского собора и чудо спасения каменщиков, засыпанных обвалившейся церковной папертью. Внизу слева объединены сразу два события — посещение Тихвинского погоста великим князем Василием III для поклонения чудотворной иконе и приезд великого князя Ивана Васильевича в 1547 г. В нижнем правом клейме изображен торжественный молебен по случаю основания в Тихвине по повелению Ивана Грозного Большого Успенского монастыря. Следует отметить, что композиции клейм были призваны не просто иллюстрировать текст рукописного «Сказания», они подчеркивали то исключительное духовное значение, которое имела для Тихвинского монастыря хранившаяся там святыня — икона «Богоматери Одигитрии».

Ирина Шалина // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 209.

 Выставки:  «Осень русского Средневековья». Корпус Бенуа

 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: